Меня удивляет, что среди образов, из которых складывается посвященный антигитлеровской коалиции памятник, который будет открыт в Москве 9 мая по случаю Дня Победы, нет фигуры немецкого антифашиста. Факт отсутствия в нем польского солдата с бело-красным флагом я считаю очевидным.
Мы, поляки, лучше всего знаем, что между историческими событиями и их годовщинами существует, мягко говоря, слабая связь. Ритуально-историческое измерение празднований уступает место актуально-политическому содержанию. Для поляков, в принципе, каждая годовщина хороша, чтобы подкопаться под русских. 15 августа мы освобождаем Европу от диких азиатских орд большевиков; 17 сентября мы - невинная жертва солдафонов Сталина, марширующих босиком и с перевязанными веревками карабинами; 1 августа мы показываем пример высшей формы страдания, т.е. мученичества - мы гибнем тысячами в Варшаве, за чем в бездействии наблюдают нагрузившиеся самогоном Советы. Каждый год мы погибаем от выстрела в затылок из маузера энкаведешника, а наши тела бросают в овраг смерти в Катыньском лесу. По крайней мере, раз в год мы отправляемся в Сибирь в переполненных, воняющих человеческими экскрементами вагонах для скота.
Чтобы не замутить ясного восприятия, годовщину освобождения очередных польских населенных пунктов Советской Армией мы переименовали в годовщину порабощения. Памятник маршалу Ивану Коневу, который спас Краков от разрушения, мы отправили в Россию. Свой след в стирании следов неправильной истории оставил Марек Белька, заявив в написанной для 'Газеты выборчей' статье, что россияне не пригласили поляков участвовать в Параде Победы в Москве в 1945 года. Господин премьер-министр слегка погорячился. Конечно, генералы С.Поплавский и К.Сверчевский уже покинули этот мир и свидетельствовать не могут, но все еще живы солдаты с более скромными званиями, которые в составе польских подразделений маршировали по Красной площади. Интересно, что поляки не были приглашены ни на один другой парад победы, проходивший в Лондоне, Вашингтоне и Париже.
Мы очень много сделали, чтобы россиянам не пришло даже в голову поместить рядом с изваяниями советского, американского, английского и французского солдат фигуру какого-либо костюшковца.
В 1945 году россияне и поляки устанавливали флаги над поверженным Берлином. 60 лет спустя после этого Москва имеет значительно лучшие отношения с Берлином, нежели с Варшавой. Канцлер Герхард Шредер делает так много дружественных жестов в отношении Владимира Путина, и я не исключаю того, что в честь празднования какой-либо очередной годовщины образ немецкого антифашиста будет навсегда помещен в антигитлеровскую коалицию.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
России мы предпочитаем россиян! ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Русские переписывают историю ("Rzeczpospolita", Польша)
Польшу из резиденции Путина плохо видно ("Trybuna", Польша)
Война с Россией продолжается ("Przeglad", Польша)
Не предательство союзников, а полная обструкция Москвы ("Trybuna", Польша)
Две оккупации ("Trybuna", Польша)
Друзьям-москалям ("Polityka", Польша)
Гитлер был прав ("Nie", Польша)