16 марта 2005 года. Индия больше не может безучастно наблюдать за тем, как другие страны, в первую очередь Китай, обгоняют ее в удовлетворении своих энергетических потребностей. Крупные города Индии продолжают страдать от нехватки электроэнергии. Растущий автомобильный парк страны потребляет все больше горючего.
Индия стоит на 6-м месте среди главных мировых потребителей энергоносителей. Она находится в более трудном положении, чем Китай. Например, две трети ее потребностей в нефти удовлетворяется за счет импорта, тогда как в Китае - треть. Разведанные запасы нефти в Индии - 5 млрд. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л), тогда как в Китае - 18 млрд. баррелей.
Индия активно стремится диверсифицировать свои источники снабжения энергоносителями. В частности, она устремляет свой взор на Среднюю Азию и Россию.
В Средней Азии Индия находится в худшем положении, чем, например, Китай. У нее нет общих границ с республиками Средней Азии (как и с Россией). Однако тесные связи Индии с бывшим Советским Союзом обеспечили ей влияние в Средней Азии. Существование двух недружественных режимов на территории между среднеазиатскими государствами и Индией отрицательно сказывается на решении проблем обеспечения страны энергоносителями. К примеру, стоящий 3,3 млрд. долл. США проект строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан (T.A.P.), или Трансафганского газопровода, для поставки природного газа из Даулатабадского (Daulatabad) месторождения в юго-восточной части Туркменистана тормозится ввиду нестабильной обстановки в Афганистане и плохих индо-пакистанских отношений. Прогресс тормозится также по причине наличия конкурирующего проекта газопровода Иран-Пакистан-Индия, периодических вспышек насилия в Афганистане, изоляционистской политики Туркменистана и неуверенности в том, достаточно ли у Туркменистана природного газа, чтобы удовлетворить потребности Индии и Пакистана, принимая в расчет соглашения Туркменистана с Украиной, Россией и Ираном а, а также рост его внутренних потребностей.
Одновременно растет участие Индии в обеспечении безопасности Средней Азии. Индия расширила военные контакты в этом регионе, по слухам, создав военный объект и развернув госпиталь в Таджикистане. Россия тоже установила постоянное военное присутствие в Таджикистане, а также создала военно-воздушную базу в Киргизстане (Кант).
В регионе появляются разнообразные взаимоперехлестывающиеся силовые блоки, что сказывается и на энергетической области. К примеру, Иран, Россия и Индия проталкивают идею строительства нефте- и газопроводов, а также транспортного коридора "север-юг", который должен связать Азию с Европой и который конкурирует с инициативой США по созданию коридора "восток-запад" (по историческому Шелковому пути, через Баку, Тбилиси и Джейхан). Средняя Азия становится потенциальным регионом конфликта между великими державами.
Что касается сотрудничества между Индией и Россией в области энергетики, Индия в последнее время наращивает усилия с целью получения доступа к энергетическим ресурсам России, второго в мире добытчика нефти и ведущего добытчика природного газа. Индийская государственная нефтегазовая компания "O.N.G.C. Videsh Ltd" имеет 20-процентную долю в стоящем 1,7 млрд. долл. проекте "Сахалин-1", который должен начать добычу в этом году и, в конечном итоге, будет давать 2,3 млрд. баррелей нефти, а также 17,3 трлн. кубометров природного газа. Индия также намеревается инвестировать в проект "Сахалин-3", который, согласно оценкам, имеет запасы нефти в размере 4,6 млрд. баррелей и запасы природного газа в размере 770 млрд. кубометров. Кроме того, Индия хотела бы инвестировать в совместный российско-казахский проект освоения нефтегазового месторождения Курмангазы (Kurmangazy) в Каспийском море. Во время визита в Индию президента России Владимира Путина в декабре прошлого года две страны подписали Меморандум о взаимопонимании относительно совместной разведки и распределения природного газа Каспийского бассейна, а также строительства в Индии подземных резервуаров для хранения природного газа.
Спор из-за продажи "Юганскнефтегаза", который добывает 60% всего объема нефти "ЮКОСа" и выкачивает в общей сложности 11% российской нефти, также высветил растущий интерес Индии к российским компаниям по добыче энергоносителей. Хотя таинственный покупатель, "Байкальская финансовая группа", в конечном счете, в декабре прошлого года продал свою долю в компании "Юганскнефтегаз" российской государственной нефтяной компании "Роснефть", которая, в свою очередь, была поглощена государственной газовой компанией "Газпром", это не мешает индийской компании "O.N.G.C. Videsh Ltd" приобрести активы "ЮКОСа". Компания "O.N.G.C. Videsh Ltd" изучает возможность инвестирования 2 млрд. долл. в покупку 10-15% акций "Юганскнефтегаза".
Индо-российское сотрудничество в области энергетики цементируется еще сильнее благодаря военно-политическому сотрудничеству. Индия, как известно, является одним из главных покупателей российского оружия и военной техники. Индийский министр нефти Мани Шанкар Айяр (Mani Shankar Aiyar) во время визита в Москву в октябре 2004 года заявил, в частности, что "в первые полвека независимости Индии Россия гарантировала нам территориальную целостность, а во вторые полвека она, быть может, сумеет гарантировать нам энергетическую безопасность".
Фактически, растущее индо-российское сотрудничество в области энергетики является возрождением идеи бывшего российского премьер-министра Евгения Примакова о стратегическом треугольнике Россия-Индия-Китай. Эти государства имеют общие интересы в борьбе против терроризма, в продвижении идеи многополюсного мира и уважения принципов государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела (касающиеся сепаратистских движений в Чечне, Кашмире и на Тайване, соответственно). И вот теперь к списку общих интересов может быть добавлен энергетический сектор. Индия и Китай уже сотрудничают в освоении нефтяного месторождения Яхаваран (Yahavaran) в Иране, а ведущая индийская государственная газовая компания "Gas Authority of India Limited" (G.A.I.L.) приобрела 10% акций в китайской управляющей компании "China Gas Holdings". Поскольку Индия и Китай конкурируют за активы "ЮКОСа", сино-индо-российское сотрудничество в области энергетики может быть сцементировано еще сильнее. Третьего декабря прошлого года, во время встречи Владимира Путина в Нью-Дели с индийским премьер-министром Манмоханом Сингхом (Manmohan Singh), было опубликовано совместное заявление, которое включало предложение усилить сотрудничество с Китаем, констатируя, что стороны выражают свое убеждение в необходимости последовательного расширения трехстороннего сотрудничества, которое ведет также к социально-экономическому развитию всех трех стран".