Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Индия отвоевывает утраченные позиции в мировой схватке за энергоносители

Индия занимает 6-е место среди главных мировых потребителей энергоносителей

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Индия больше не может безучастно наблюдать за тем, как другие страны, в первую очередь Китай, обгоняют ее в удовлетворении своих энергетических потребностей. Крупные города Индии продолжают страдать от нехватки электроэнергии. Растущий автомобильный парк страны потребляет все больше горючего.

16 марта 2005 года. Индия больше не может безучастно наблюдать за тем, как другие страны, в первую очередь Китай, обгоняют ее в удовлетворении своих энергетических потребностей. Крупные города Индии продолжают страдать от нехватки электроэнергии. Растущий автомобильный парк страны потребляет все больше горючего.

Индия стоит на 6-м месте среди главных мировых потребителей энергоносителей. Она находится в более трудном положении, чем Китай. Например, две трети ее потребностей в нефти удовлетворяется за счет импорта, тогда как в Китае - треть. Разведанные запасы нефти в Индии - 5 млрд. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л), тогда как в Китае - 18 млрд. баррелей.

Индия активно стремится диверсифицировать свои источники снабжения энергоносителями. В частности, она устремляет свой взор на Среднюю Азию и Россию.

В Средней Азии Индия находится в худшем положении, чем, например, Китай. У нее нет общих границ с республиками Средней Азии (как и с Россией). Однако тесные связи Индии с бывшим Советским Союзом обеспечили ей влияние в Средней Азии. Существование двух недружественных режимов на территории между среднеазиатскими государствами и Индией отрицательно сказывается на решении проблем обеспечения страны энергоносителями. К примеру, стоящий 3,3 млрд. долл. США проект строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан (T.A.P.), или Трансафганского газопровода, для поставки природного газа из Даулатабадского (Daulatabad) месторождения в юго-восточной части Туркменистана тормозится ввиду нестабильной обстановки в Афганистане и плохих индо-пакистанских отношений. Прогресс тормозится также по причине наличия конкурирующего проекта газопровода Иран-Пакистан-Индия, периодических вспышек насилия в Афганистане, изоляционистской политики Туркменистана и неуверенности в том, достаточно ли у Туркменистана природного газа, чтобы удовлетворить потребности Индии и Пакистана, принимая в расчет соглашения Туркменистана с Украиной, Россией и Ираном а, а также рост его внутренних потребностей.

Одновременно растет участие Индии в обеспечении безопасности Средней Азии. Индия расширила военные контакты в этом регионе, по слухам, создав военный объект и развернув госпиталь в Таджикистане. Россия тоже установила постоянное военное присутствие в Таджикистане, а также создала военно-воздушную базу в Киргизстане (Кант).

В регионе появляются разнообразные взаимоперехлестывающиеся силовые блоки, что сказывается и на энергетической области. К примеру, Иран, Россия и Индия проталкивают идею строительства нефте- и газопроводов, а также транспортного коридора "север-юг", который должен связать Азию с Европой и который конкурирует с инициативой США по созданию коридора "восток-запад" (по историческому Шелковому пути, через Баку, Тбилиси и Джейхан). Средняя Азия становится потенциальным регионом конфликта между великими державами.

Что касается сотрудничества между Индией и Россией в области энергетики, Индия в последнее время наращивает усилия с целью получения доступа к энергетическим ресурсам России, второго в мире добытчика нефти и ведущего добытчика природного газа. Индийская государственная нефтегазовая компания "O.N.G.C. Videsh Ltd" имеет 20-процентную долю в стоящем 1,7 млрд. долл. проекте "Сахалин-1", который должен начать добычу в этом году и, в конечном итоге, будет давать 2,3 млрд. баррелей нефти, а также 17,3 трлн. кубометров природного газа. Индия также намеревается инвестировать в проект "Сахалин-3", который, согласно оценкам, имеет запасы нефти в размере 4,6 млрд. баррелей и запасы природного газа в размере 770 млрд. кубометров. Кроме того, Индия хотела бы инвестировать в совместный российско-казахский проект освоения нефтегазового месторождения Курмангазы (Kurmangazy) в Каспийском море. Во время визита в Индию президента России Владимира Путина в декабре прошлого года две страны подписали Меморандум о взаимопонимании относительно совместной разведки и распределения природного газа Каспийского бассейна, а также строительства в Индии подземных резервуаров для хранения природного газа.

Спор из-за продажи "Юганскнефтегаза", который добывает 60% всего объема нефти "ЮКОСа" и выкачивает в общей сложности 11% российской нефти, также высветил растущий интерес Индии к российским компаниям по добыче энергоносителей. Хотя таинственный покупатель, "Байкальская финансовая группа", в конечном счете, в декабре прошлого года продал свою долю в компании "Юганскнефтегаз" российской государственной нефтяной компании "Роснефть", которая, в свою очередь, была поглощена государственной газовой компанией "Газпром", это не мешает индийской компании "O.N.G.C. Videsh Ltd" приобрести активы "ЮКОСа". Компания "O.N.G.C. Videsh Ltd" изучает возможность инвестирования 2 млрд. долл. в покупку 10-15% акций "Юганскнефтегаза".

Индо-российское сотрудничество в области энергетики цементируется еще сильнее благодаря военно-политическому сотрудничеству. Индия, как известно, является одним из главных покупателей российского оружия и военной техники. Индийский министр нефти Мани Шанкар Айяр (Mani Shankar Aiyar) во время визита в Москву в октябре 2004 года заявил, в частности, что "в первые полвека независимости Индии Россия гарантировала нам территориальную целостность, а во вторые полвека она, быть может, сумеет гарантировать нам энергетическую безопасность".

Фактически, растущее индо-российское сотрудничество в области энергетики является возрождением идеи бывшего российского премьер-министра Евгения Примакова о стратегическом треугольнике Россия-Индия-Китай. Эти государства имеют общие интересы в борьбе против терроризма, в продвижении идеи многополюсного мира и уважения принципов государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела (касающиеся сепаратистских движений в Чечне, Кашмире и на Тайване, соответственно). И вот теперь к списку общих интересов может быть добавлен энергетический сектор. Индия и Китай уже сотрудничают в освоении нефтяного месторождения Яхаваран (Yahavaran) в Иране, а ведущая индийская государственная газовая компания "Gas Authority of India Limited" (G.A.I.L.) приобрела 10% акций в китайской управляющей компании "China Gas Holdings". Поскольку Индия и Китай конкурируют за активы "ЮКОСа", сино-индо-российское сотрудничество в области энергетики может быть сцементировано еще сильнее. Третьего декабря прошлого года, во время встречи Владимира Путина в Нью-Дели с индийским премьер-министром Манмоханом Сингхом (Manmohan Singh), было опубликовано совместное заявление, которое включало предложение усилить сотрудничество с Китаем, констатируя, что стороны выражают свое убеждение в необходимости последовательного расширения трехстороннего сотрудничества, которое ведет также к социально-экономическому развитию всех трех стран".