ИноСМИ.Ru представляет очередной еженедельный тематический обзор по материалам ведущих мировых СМИ:
Россия в цифрах
Ровно через 20 лет после того, как Михаил Горбачев объявил о начале коренных изменений, которые привели к распаду СССР, серия опубликованных в Москве опросов общественного мнения показывает, что больше половины россиян не хотели бы, чтобы эти реформы проводились (The Daily Telegraph, 12.03).
Супруга мэра Москвы Е.Батурина стала первой в России женщиной-миллиардером. М.Ходорковский, в прошлом самый богатый человек в России, занимает в настоящее время 292 место в мировом рейтинге: его состояние сократилось с 12,8 млрд до 2,2 млрд долларов (Libеration, 12.03).
Как заявил Генеральный прокурор РФ В.Устинов, выступая перед депутатами Госдумы: 'Официально число беспризорных детей достигло порядка 700 тыс. Но по оценкам экспертов, этот показатель уже давно превысил миллион'. Это явление зародилось еще во времена царской России и достигло апогея в 20е годы, однако и современную Россию начинает волновать данная проблема. 'Каждое четвертое преступление совершается несовершеннолетними или при их активном участии', - говорит В.Устинов. Также необходимо учитывать положение детей, чьи родители страдают от алкоголизма, а значит, 'дети фактически предоставлены сами себе'. Таких семей становится настолько много, что подсчитать их кажется невозможным (Tribune de Geneve, 11.03).
Как показал опрос общественного мнения, проведенный центром ВЦИОМ в 40 регионах России, число россиян, недовольных работой Государственной Думы, увеличилось с 49% в апреле 2004 г. до 64% в начале марта 2005 г. В то же время около половины опрошенных - 49% - не видят разницы между нынешней Думой, контролируемой с декабря 2003 г. пропутинской партией 'Единая Россия', и предыдущей, в которой были представлены либеральные партии. Большинство россиян - 56% - считают 'несправедливым' монополию партии власти на все ключевые посты в нижней палате российского парламента, лишь 26% из 1600 респондентов ВЦИОМа одобрительно отнеслись к такому распределению (Le Matin, 15.03).
Высокопоставленные чиновники стран 'Большой семерки' объяснили, что экономика России, при ВВП в 533 млрд долларов (397,364 млрд евро по курсу на сегодняшний день), занимающая 16 место в мире, недостаточно велика, чтобы страна могла стать полноценным членом G7 (La Vanguardia, 11.03).
Масхадов и Басаев - это отнюдь не то же самое. Первый стал легитимным президентом республики в результате выборов 1997 г. На тот момент Москва признала его правительство, не определив, однако, при этом статус Чечни. Два последовавших за избранием Масхадова года были наилучшим, если не единственным, шансом найти выход из затянувшегося конфликта. Масхадов показал себя умеренным политиком и сторонником диалога с российскими властями, пытавшимся добиться признания суверенитета Чечни по многим позициям (El Mundo, 10.03).
Горбачев может быть спокоен, во всяком случае, если верить данным опроса, проведенного Институтом социологических исследований. 46% россиян (против 40% в 1995 г.) считают, что он должен был начать перестройку; этот показатель вырастает до 53% среди тех, кому сегодня от 31 до 40 лет (El Pais, 11.03).
Россия в фактах
В трехлетний период, предшествовавший возобновлению [чеченской] войны, неспособность Масхадова [контролировать ситуацию] во многом была связана с нарастающими в стране мощными дестабилизирующими силами. И имя одной из них - Кремль. Российские правители, ничуть не склонные к выполнению оговоренных в 1996 году обещаний о помощи, практически оставили без внимания выдвинутые в то время Масхадовым предложения. Москва, не раздумывая, выжгла землю под ногами президента сепаратистской республики и одновременно с этим позаботилась о росте самого необузданного исламизма (El Periodico, 11.03).
Осенью 1999 года российские военные вошли в Чечню, что привело к незамедлительным последствиям: Масхадов объявил о создании того самого исламского государства. Учитывая, что чеченское сопротивление не получило практически никакой поддержки, кроме как от сторонников ваххабизма, президент превратился в заложника последних. Это обстоятельство оказалось четко отражено в унификации военного командования вокруг фигуры Басаева (El Periodico, 11.03).