Вдохновленные ролью молодых украинцев в свержении коррумпированного руководства страны, несколько питерских студентов зимой потихоньку начали использовать интернет-чаты для обсуждения перспектив смены режима в России.
Вскоре у них появилось название, 'Идущие без Путина', и свой сайт. И этого, как они вскоре узнали, было достаточно, чтобы их восприняли как угрозу.
Недавно на митинге питерская милиция арестовала нескольких студентов-членов 'Идущих без Путина', обвинив их в подстрекательстве к перевороту. Сайт организации атаковали хакеры. Ее основателя Михаила Обозова вызвал на ковер декан. По словам последнего, у ФСБ появились вопросы относительно поведения Михаила.
'Правительство воздвигает всевозможные препятствия, - говорит 21-летний Обозов, студент технологического университета. - Оно нас предупреждает'.
В группе Обозова около 150 членов и совсем нет денег, но российские власти все же обратили на нее внимание. Свежая энергия и знание Интернета, которые молодежные объединения привносят в народные волнения, стали очевидны во время революций в Грузии и на Украине, где молодые активисты сыграли ключевую роль в мобилизации огромных митингов против авторитарных правительств.
С осторожностью относясь к импульсу, которое продемократическое молодежное движение может придать России сейчас, когда популярность президента Владимира Путина снизилась, лояльные Путину политические силы предприняли меры для обуздания организации.
Вскоре после того, как 'Идущие без Путина' объявили о своем существовании, пропутинские силы создали молодежную группу 'Наши'. Некоторые наблюдатели беспокоятся, что 'Наши' могут прибегнуть к насилию, чтобы бороться с антипутинскими движениями. Активист-антипутинец, тайком пробравшийся на недавнее заседание организации, был разоблачен, брошен в сугроб и избит.
''Наши' были созданы с единственной целью - раздавить новое антипутинское молодежное движение. Раздавить физически', - считает московский политолог Андрей Пионтковский.
Молодежь пробуждается от апатии
Россия была невероятным местом для зарождения молодежной оппозиции. После распада Советского Союза в 1991 году российская молодежь держалась в стороне от гражданской жизни, гораздо реже участвуя в выборах, чем другие возрастные группы. На парламентских выборах 2003 года, по данным Левада-центра, голосовали только 39% россиян в возрасте от 18 до 24 лет. Явка молодежи на президентских выборах 2004 года составила 45%.
'Апатия среди молодежи была и остается серьезным препятствием, - говорит Илья Яшин, лидер молодежной организации 'Яблока', одной из ведущих либеральных партий России. - Однако сейчас среди молодежи хотя бы появилось недовольство тем, что происходит в стране. Это нас ободряет'.
Катализатором, подтолкнувшим Обозова из 'Идущих без Путина' и других молодых питерцев к действию, стало принятое в декабре решение министерства обороны отменить отсрочки от армии для студентов, рассказывает Обозов. Позже, когда тысячи пенсионеров вышли на улицы, протестуя против отмены социальных льгот, группа Обозова и другие новорожденные молодежные организации присоединились к акциям.
Но в основе зарождающегося антипутинского молодежного движения лежит осознание некоторыми молодыми россиянами того, что при Путине страна сильно отклонилась от курса на демократию.
'Думаю, российская молодежь наконец начинает понимать, что политика Кремля означает возвращение к СССР', - говорит Обозов.
Название со значением
Выбранное Обозовым название 'Идущие без Путина' - это не слишком утонченный намек на появившуюся три года назад пропутинскую молодежную организацию 'Идущие вместе', которую многие сторонники демократии в России называют орудием пропаганды Кремля.
Несколько членов 'Идущих без Путина' когда-то вступили в ряды 'Идущих вместе', но ушли из-за несогласия с решением Путина об отмене социальных льгот.
По словам Обозова, их основная цель - поддержать демократических кандидатов на парламентских выборах 2007 и президентских выборах 2008. Пока же задачи движения просты - пополнение рядов и разработка плана действий.
'Идущие без Путина' и 'Молодежное Яблоко' Яшина уже связались с членами украинской 'Поры' и грузинской 'Кмары' ('Довольно!'). По словам Яшина, лидеры этих молодежных организаций в следующем месяце встретятся со своими российскими коллегами для организации обучения.
'Нас интересует их структура и методы, - пояснил Яшин. - Мы понимаем, что многие события на улицах Киева были спонтанными, но хотим больше узнать о том, как 'Пора' мобилизовала людей на демонстрации'.
По мере того как продемократическое молодежное движение будет набирать силу, ему придется бороться с пропутинскими 'Нашими'. Василий Якеменко, бывший пиарщик Кремля, который помогает сформировать 'Наших', отказался сообщить, кто стоит за организацией, хотя российские газеты считают, что она связана с главным советником Путина Владиславом Сурковым. Якеменко говорит, что Сурков не создавал 'Наших', но добавляет, что 'без государственной поддержки осуществить проект было бы невозможно'.
По его словам, основная цель организации - подготовить новое поколение деловых и политических лидеров России.
'Наше движение должно обучить десятки тысяч таких людей и заставить их понять, что нашей стране они нужны больше, чем любое другое место на Земле', - говорит он.
Однако антипутинские объединения считают, что у 'Наших' другая повестка дня.
'Они не скрывают, что готовы насильственно подавлять любое инакомыслие, - говорит Обозов. - Они открыто заявили, что будут использовать любые доступные средства, чтобы помешать нашей деятельности. Они называют нас предателями и врагами'.
Яшин заявляет, что был избит, когда вместе с корреспондентом местной газеты проник на организационное собрание 'Наших' на кремлевском курорте под Москвой 26 февраля. Якеменко приказал охранникам вышвырнуть их. 'Они пару раз пнули меня, а затем ткнули лицом в снег', - рассказывает Яшин.
Якеменко признал, что Яшина выдворили с собрания, но отрицал, что активиста 'Яблока' пинали.
'Наш основополагающий принцип - неприменение насилия', - сказал он.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Новая политическая сила в России: молодежь ("Christian Science Monitor", США)