В Кыргызстане ширится движение протеста в связи со спорными результатами выборов. Может быть, в одном из регионов мира, наименее затронутых демократией, восторжествует 'воля народа' по украинскому образцу? Или акции протеста обернутся хаосом?
Роза, апельсин, тюльпан - неужели это звенья одной цепи? Демонстранты в Кыргызстане, захватившие два города после спорных парламентских выборов, надеются, что да. В конце 2003 г. 'революция роз' в одной из бывших советских республик - Грузии - привела к свержению президента и приходу к власти реформатора Михаила Саакашвили. А в конце прошлого года, после подтасованных президентских выборов, примерно то же самое произошло на Украине: в результате 'оранжевой революции' главой государства стал Виктор Ющенко. Теперь жители Кыргызстана, где как раз по весне расцвели горные тюльпаны, надеются утвердить 'волю народа' в одной из стран Центральной Азии - самого недемократичного региона бывшей советской империи.
По словам иностранных наблюдателей, первый тур выборов в Кыргызстане, состоявшийся 27 февраля, был отмечен серьезными нарушениями. Государственные вещательные корпорации угодливо поддерживали правительство. Независимые СМИ подвергались преследованию - в единственной в стране типографии, не принадлежавшей государству, за несколько дней до голосования отключили электричество. Оппозиционных кандидатов снимали с выборов под надуманными предлогами. Кроме того, обе стороны, судя по всему, в массовом порядке прибегали к подкупу избирателей. Критики утверждают, что в ходе второго тура, 13 марта, ситуация улучшилась, но ненамного. Лишь горстка оппозиционных кандидатов получила депутатские мандаты.
Вместо того, чтобы скрепя сердце смириться с неизбежным, как это сделали проигравшие на недавних подтасованных выборах в Таджикистане и Казахстане, киргизская оппозиция решила взять дело в свои руки. В Джалал-абаде на юге страны толпа - возможно, до 10000 человек - захватила госучреждения, и оказала сопротивление попыткам правительственных сил вернуть их под свой контроль. Протестующие завалили взлетные полосы аэропорта грудами камней, чтобы не дать правительству перебросить в город подкрепления. А в понедельник сторонники оппозиции захватили Ош - второй по величине город Кыргызстана, также расположенный на юге, в самом нищем регионе, где проживает многочисленное узбекское меньшинство. Однако до киргизской столицы Бишкека волнения пока не докатились.
Демонстранты требуют отставки президента Аскара Акаева. Поначалу он занял непримиримую позицию, утверждая, что любые попытки осуществить в Кыргызстане революцию по украинскому образцу приведут к гражданской войне. Затем, в понедельник, когда ситуация ухудшилась, президент заявил, что Центральная избирательная комиссия рассмотрит вопрос о нарушениях в тех регионах, где возникли нарекания. Однако на следующий день комиссия объявила, что как минимум в 71 из 75 округов выборы прошли без нарушений. Демонстрантов это не устроило. Однако в отличие от собратьев на Украине и в Грузии они не объединились вокруг одного политика или партии. Из-за подобного безрассудства разгоревшиеся на этой неделе акции протеста представляют еще большую опасность. В отсутствие единого руководства они уже сопровождаются хаосом и насилием, невиданным на Украине или в Грузии. Полицейских избивают; кроме того, по словам оппозиционных политиков, несколько их сторонников получили огнестрельные ранения. Здания государственных учреждений забрасывались бутылками с зажигательной смесью.
Возможно, г-н Акаев надеется, что к началу более важных президентских выборов, намеченных на октябрь, недовольство сойдет на нет. По словам Акаева, сам он в выборах участвовать не будет, поскольку конституция не позволяет президенту оставаться на своем посту более двух сроков подряд. Однако в прошлом он уже проявлял склонность менять правила игры в свою пользу.
Фактически он уже третий срок находится на президентском посту - это случилось благодаря благожелательной позиции суда, который вынес решение, что на его первый срок, начавшийся до вступления в силу нынешней конституции, ее ограничения не распространяются.
Итак, вопрос стоит следующим образом: возглавит Кыргызстан движение вперед или будет топтаться на месте, как и остальные? Трагичность ситуации в том, что ранее Кыргызстан рассматривался как островок демократии в Центральной Азии. В 1990 г. г-н Акаев, уважаемый ученый-физик, в трудной борьбе за президентский пост одолел кандидата от компартии [тогда президента избирал парламент - прим. перев.]. После победы на всенародных президентских выборах в 1991 г. он ввел в стране многопартийность и демократический строй, а также принял план экономических реформ, получивший поддержку Международного валютного фонда. Однако в 1990х гг. его режим проявлял все более нетерпимости к инакомыслию. Президентские и парламентские выборы, состоявшиеся, соответственно, в 1995 и 2000 гг., подверглись критике со стороны международных наблюдателей, которые не сочли их полностью свободными и честными. После волнений 2002 г. (вызванных арестом оппозиционного депутата парламента по незначительному обвинению) г-н Акаев пообещал провести реформы. Однако в результате был организован хитроумный референдум, позволивший укрепить власть президента и изменить процедуру парламентских выборов - депутаты теперь избираются не по партийным спискам, а по одномандатным округам.
Это привело к ослаблению политических партий и усилило позиции отдельных влиятельных кандидатов. Кыргызстан - небольшая и отдаленная страна, но тамошние события вызывают немалый интерес. Недалеко от Бишкека расположены российская и американская военные базы. Америка резко усилила свое присутствие в Центральной Азии в связи с началом войны в Афганистане, и с тех пор каждая из великих держав внимательно следит за действиями другой в этом регионе. Многие подвергают Америку критике за то, что та проявляет терпимость в отношении жестоких диктаторских режимов, если те помогают ей в войне с террором - в частности, к режиму в соседнем с Кыргызстаном государстве - Узбекистане. Однако посол США в Бишкеке Стивен Янг (Stephen Young) в прессе и в беседах с самим г-ном Акаевым откровенно выражал озабоченность Америки ухудшением ситуации с демократией в Кыргызстане.
Соседи Кыргызстана также внимательно наблюдают за происходящим. В двух бывших советских среднеазиатских республиках - Туркменистане и Узбекистане - существуют диктаторские режимы в чистом виде. Однако в двух других - Таджикистане и Казахстане - оппозиция, несмотря на поражения на недавних выборах, действует довольно активно.
Хотя восстаний по образцу киргизского там, возможно, и не произойдет, лидерам оппозиции в этих странах, по крайней мере придаст смелости осознание того, что мир время от времени обращает на них внимание. А если киргизским демонстрантам удастся сместить г-на Акаева с его поста, или даже добиться повторных парламентских выборов, 'революция тюльпанов', при всем своем скромном масштабе, может стать лучом надежды для этого недемократичного региона.
____________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Киргизия: Массы, которые трудно удержать ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Кыргызстан не готов к революции ("The Baltimore Sun", США)
Когда "власть народа" выплескивается наружу ("The Wall Street Journal", США)
Киргизия: Протесты без участия демократов ("Die Tageszeitung", Германия)
Ариэль Коэн: Ждать больше нельзя ("The Wall Street Journal", США)
Киргизская революция движется вперед ("Liberation", Франция)
Еще одно восстание на постсоветском пространстве ("The Washington Post", США)
Киргизия: Восстание отверженных ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Уличные протесты ("The Financial Times", Великобритания)
Страх Кремля перед демократией ("Die Presse", Австрия)
Пойдет ли Киргизия по пути Украины? ("Christian Science Monitor", США)
'Режим в Киргизии не способен реформироваться' ("Liberation", Франция)
Спокойная революция ("Liberation", Франция)
А теперь Кыргызстан! ("The Wall Street Journal", США)