Почему у украинской 'оранжевой революции' получилось свергнуть существующий политический режим, в то время как восстание на площади Тяньаньмынь в коммунистическом Китае захлебнулось в крови под гусеницами танков? И как далеко заведут всех нас надежды на демократию в Ливане и Киргизстане?
Мы размышляли над этими вопросами, изучая последние новости из Бейрута и Бишкека, которые вряд ли обнадежат тех, кто вовлечен в борьбу за дело свободы и демократии. В Бейруте, как сообщает Хедие Мирахмади (Hedieh Mirahmadi) из Американского института предпринимательства, один из сторонников просирийского правительства выхватил нож и отрезал ухо придерживающемуся оппозиционных воззрений студенту Арабского университета. В Бишкеке, свидетельствует корреспондент агентства 'Associated Press' Багила Бухарбаева (Bagila Bukharbayeva), подразделения противодействия уличным беспорядкам применили силу и 'вытеснили более ста демонстрантов с центральной площади. Сотрудники правоохранительных органов задержали от 20 до 30 человек, многих из которых буквально волокли по земле'.
Опасность сложившейся ситуации заключается в том, что революции в Ливане и Киргизстане может постичь участь студенческого восстания на площади Тяньаньмынь. Молодая революция сродни лагерному костерку, который только что разожгли. Призрак диктатуры все время нависает над ним с ведром воды, чтобы при первой же возможности превратить его в кучку дымящихся головешек. Или он может затухнуть сам по себе, если вовремя не подбросить в огонь сухих дров.
Вот когда на помощь должна прийти Америка. 'Оранжевая революция' ведь не произошла сама по себе - ее как младенца вынашивали и выкармливали американские правозащитные группы вроде 'Freedom House' и Национального фонда демократии (National Endowment for Democracy). Эти и ряд других организации смогли найти средства, чтобы обучить организаторов 'оранжевой революции' методам борьбы, позаимствованным из опыта проведения восточноевропейских антикоммунистических выступлений и методики известного деятеля американского профсоюзного движения Сола Алински (Saul Alinsky). Благодаря им, организаторы народных выступлений могут теперь избежать автоматных очередей в свою сторону и изучить науку управления народными массами. Американские правозащитники могут помочь достать все необходимое оборудование, включая такие простые вещи как копированные аппараты, средства факсимильной связи и типографские печатные машины, предназначенные для выпуска газет, неподконтрольных авторитарному руководству.
На данный момент средства, которые Америка выделяет продемократическим группам для осуществления такого рода помощи, очень и очень скудны. В сравнении с затратами на защиту от терроризма, процветающего в том же самом Ливане, или стоимостью военной кампании это просто жалкие гроши. Такие деньги могут дать даже частные организации вроде Института 'Открытое общество' Джорджа Сороса (George Soros) или американские профсоюзы (как это было в случае с Американской федерацией преподавателей под руководством Альберта Шанкера (Albert Shanker), которая оказывала финансовую поддержку польскому политическому движению 'Солидарность').
Сегодня для Америки настал момент, когда она должна действовать более активно. Трагедия на площади Тяньаньмынь в 1989 г. заставила всех нас расстаться с надеждами на установление демократии в Китае на период взросления нового поколения граждан этой страны. Расправа над иракскими шиитами, учиненная Саддамом Хусейном (Saddam Hussein) в 1991 г., стоила жителям Ирака еще одного десятилетия без свободы и вынудила американцев начать еще одну кампанию по свержению диктатора.
Пламя свободы сегодня постепенно затухает как в Ливане, так и в Киргизстане. Что касается Ливана, то здесь сирийское руководство не остановится ни перед чем - начиная взрывчаткой в машинах и заканчивая отрезанными ушами - лишь бы затушить костер революции. Оно боится, как бы пламя свободы не перекинулось на Дамаск. В Киргизстане диктатор Аскар Акаев, пришедший к власти еще до распада Советского Союза, пользуется поддержкой Москвы, у которой опыта по подавлению оппозиции более чем достаточно. Останется ли Америка безучастной к происходящему, ограничившись лишь словами поддержки, как это бывало не раз в прошлом? Или все же придет на помощь силам свободы?
_________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Киргизия: 'революция тюльпанов' добралась до столицы ("Liberation", Франция)
Что-то происходит в Средней Азии ("El Mundo", Испания)
Стал автократом - и оказался в положении вне игры ("Berliner Zeitung", Германия)
Беспорядки в Кыргызстане потрясли Среднюю Азию ("United Press International", США)
Власть народа в Киргизстане ("The Economist", Великобритания)
Власти Киргизии пытаются остановить распространение конфликта ("The Wall Street Journal", США)
Киргизский кризис ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Милиция усиливает давление на сторонников лимонной революции ("The Times", Великобритания)
Воля народа победит? Возможно ("The Economist", Великобритания)
Киргизия: Массы, которые трудно удержать ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Кыргызстан не готов к революции ("The Baltimore Sun", США)
Когда "власть народа" выплескивается наружу ("The Wall Street Journal", США)
Киргизия: Протесты без участия демократов ("Die Tageszeitung", Германия)
Ариэль Коэн: Ждать больше нельзя ("The Wall Street Journal", США)
Киргизская революция движется вперед ("Liberation", Франция)
Еще одно восстание на постсоветском пространстве ("The Washington Post", США)
Киргизия: Восстание отверженных ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Уличные протесты ("The Financial Times", Великобритания)
Страх Кремля перед демократией ("Die Presse", Австрия)
Пойдет ли Киргизия по пути Украины? ("Christian Science Monitor", США)
'Режим в Киргизии не способен реформироваться' ("Liberation", Франция)
Спокойная революция ("Liberation", Франция)
А теперь Кыргызстан! ("The Wall Street Journal", США)