Три в минусе, а дальше больше. Такова тревожная реальность для российского президента Владимира Путина, поскольку старые коммунистические клячи в новом обличье, все еще раболепствующие перед Москвой, одна за другой получают пинки и изгоняются в ходе народных восстаний в бывших советских республиках.
На прошлой неделе народ Киргизии, горной страны, расположенной недалеко от Китая и Афганистана, заставил президента Аскара Акаева и его семью бежать в Россию. Восстание в Бишкеке, столице страны, населенной в основном мусульманами, вызревало на протяжении нескольких недель, что было связано с фальсификацией выборов и ухудшением условий жизни людей. Оно идет по стопам схожих демократических восстаний, которые изгнали преемника Леонида Кучмы на Украине и Эдуарда Шеварднадзе в Грузии.
В Бишкеке все произошло так, будто кто-то поджег бикфордов шнур, вызвавший взрыв народного негодования. Во время всеобщей неразберихи разозленные толпы взяли штурмом и разграбили президентский дворец. Политическая картина остается неясной, поскольку на власть претендуют два парламента - новоизбранный и старый.
Общая черта, присущая всем трем номинально демократическим странам, состоит в том, что их лидеры просто не могли отказаться от одной из самых заветных советских традиций - от права назначения преемника - и к черту волю народа.
Еще одна бывшая советская республика, Туркменистан, находящаяся под пятой диктатора, также может пасть жертвой марша демократии. В 1999 году президент Сапармурат Ниязов заставил свой марионеточный парламент утвердить его в должности президента пожизненно. Как бы подчеркивая этот шаг, Ниязов сделал свое литературное творение 'Рухнама', или 'Книга души', учебником в школах. Его имя носят города и даже метеорит, он также переименовал все месяцы в году.
Пока похоже на то, что три этих восстания начинают создавать эффект демократического домино на территории бывшей советской империи. Простые граждане больше не желают жить под пятой репрессивных сил государства и терпеть мафиозные режимы, грабящие их страны.
В 60-е и 70-е годы Соединенные Штаты очень боялись такого эффекта домино, опасаясь распространения коммунизма по всей Юго-Восточной Азии при поддержке русских и китайцев.
Однако этот эффект домино начинает воздействовать на бывший Советский Союз в гораздо большей степени. Его главной причиной становятся требования свободы, стихийно возникающие в народной массе, но отнюдь не являющиеся результатом внешних манипуляций.
Демократическая инфекция, свидетелями которой мы являемся, должна набрать силу. Черпать эту силу она будет не только в трех бывших советских республиках, народы которых взяли под свой контроль правительства, но и из новостей об укоренении демократии в таких нетипичных для нее местах, как Афганистан и Ирак.
Афганистан, страна, не имеющая демократического опыта, подвергалась насилию советских войск и пыткам преступников-талибов, которые проводились во имя извращенного понимания ислама. Однако и эта пустынная земля принесла свои плоды в виде всенародного избранного правительства, которое, ведя свою собственную борьбу, воодушевляет своих соседей на поиски свободы.
На этом фоне проигравшим выглядит Владимир Путин, который, похоже, настойчиво плывет против ветра демократии, дующего на территории бывшего Советского Союза. Он подавляет свободу слова и политическую оппозицию, а его режим становится все более похожим на диктатуру. По Москве ходят слухи о том, что Путин и его советники (кого-то удивляет их отчаяние?) пытаются изобрести способы, которые позволят ему остаться у власти и после истечения его президентского срока в 2008 году.