Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ложь в новостях: Тюльпаномания в Кыргызстане

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что происходит в Кыргызстане? Разобраться в этом довольно трудно. Корреспондент ВВС в Центральной Азии не удосужилась отправиться в эту страну, хотя беспорядки там длятся уже больше недели: свой репортаж для программы 'Сегодня' ('Today') Моника Уитлок (Monica Whitlock) вела из узбекской столицы - Ташкента. Чтобы вы знали: Ташкент от киргизского города Ош, расположенного вблизи границы с Узбекистаном, отделяют двести миль и горный хребет. Другие репортажи вообще передавались из Пекина - с расстояния в две с лишним тысячи километров и несколько часовых поясов

Что происходит в Кыргызстане? Разобраться в этом довольно трудно. Корреспондент ВВС в Центральной Азии не удосужилась отправиться в эту страну, хотя беспорядки там длятся уже больше недели: свой репортаж для программы 'Сегодня' ('Today') Моника Уитлок (Monica Whitlock) вела из узбекской столицы - Ташкента. Чтобы вы знали: Ташкент от киргизского города Ош, расположенного вблизи границы с Узбекистаном, отделяют двести миль и горный хребет. Другие репортажи вообще передавались из Пекина - с расстояния в две с лишним тысячи километров и несколько часовых поясов.

Однако характерные признаки можно разглядеть даже из Лондона. 'Народ' вновь поднялся на борьбу, как он это делает на всем пространстве от Киева до Бейрута. На этот раз, правда, не обошлось без насилия [1]. Для штурма госучреждений в Оше и Джалал-абаде восставшие вооружились дубинами и бутылками с зажигательной смесью; не гнушались они и захватом заложников [2]. А вот это уже чистый Голливуд: сотня всадников отправилась на столицу страны Бишкек: киргизы - отличные наездники, и отряд кавалеристов, в смешных остроконечных шапках, несущийся во весь опор к победе демократии, несомненно, производит неизгладимое впечатление на экране телевизора.

Как же все изменилось с 1994 г., когда Строуб Тэлбот (Strobe Talbot), заместитель госсекретаря в администрации Клинтона, называл киргизского президента 'подлинным демократом, продолжателем дела Джефферсона'! Бедный старина Аскар Акаев - похоже, его ждет та же судьба, что и других бывших союзников США на территории бывшего СССР: Эдуарда Шеварднадзе (который позволил разместить в Грузии американские войска) и Леонида Кучму (который послал украинских солдат в Ирак). В общем, как убедился вольтеровский Кандид, побывав в Англии и став свидетелем казни адмирала Джона Бинга (John Byng), 'полезно время от времени убивать какого-нибудь адмирала, чтобы взбодрить других'.

В некоторых отношениях беспорядки в Кыргызстане отличаются от революций в Грузии и на Украине. Во-первых, пока не удалось договориться, какой цвет ей присвоить. Подобная неорганизованность, похоже, сильно обеспокоила корреспондента 'Associated Press' в Бишкеке Кэти Кэннон (Kathy Cannon): 'на более либеральном и зажиточном Севере Роза Отунбаева, лидер оппозиционного движения 'Ата-Юрт', нарядила своих сторонников в желтое. На юге отличительным цветом демонстрантов был розовый'. Режиссеру спектакля - несомненно, творцу не менее выдающемуся, чем Дастин Хоффман (Dustin Hoffman) - следует поручить художнику по костюмам разобраться с этой неразберихой.

Американский посол Стивен М. Янг (Stephen M. Young) из кожи вон лез, доказывая, что его страна не вмешивается в ход киргизских выборов, Что же касается президента Акаева, то он, по словам оппонентов, только и твердит об американском вмешательстве [3]. Посол говорит: как и на Украине, США поддерживают не конкретных кандидатов, а только сам 'демократический процесс'. Одна из главных процедурных новаций, за которую платят американские налогоплательщики, заключается в том, что избирателей 'метят', намазывая их пальцы несмываемыми чернилами - в Кыргызстане эта мера вызывает такое же недовольство, как и в самих США, если бы ее там внедрили. Однако, по словам посла, 'Помимо помощи в чернильном вопросе, мы в ходе подготовки к выборам предоставляем 320000 долларов на обучение сотрудников местных избирательных комиссий, 100000 долларов на обучение местных наблюдателей, а еще 300000 - распределили между местными НПО и независимыми СМИ для работы по просвещению избирателей. Все это элементы процесса по обеспечению честных выборов, а не вмешательство в пользу кого-то из кандидатов'.

Почему же тогда с 1992 г. США израсходовали в Кыргызстане 746 миллионов долларов, а все наши старые знакомые - Национальный демократический институт (National Democratic Institute), Международный республиканский институт (International Republican Institute), Международный фонд избирательных систем (International Foundation for Election Systems), 'Freedom House' и другие неправительственные организации (НПО), финансируемые США - проявляют такую активность в этой маленькой нищей стране? Как сказал сам посол, 'В пересчете на душу населения мы тратим в Кыргызстане больше денег, чем в любом другом центральноазиатском государстве: благодаря нашему партнерству с Кыргызстаном эти программы помощи - одни из самых эффективных на всем пространстве бывшего СССР' [4].

По чистому совпадению, особенно много НПО действует в Ферганской долине, где и начались беспорядки. Национальный демократический институт имеет представительства в Джалал-абаде и Карасуу - крохотном городке на границе с Узбекистаном, Агентство США по международному развитию (USAID) и американский Корпус мира - в Оше [5]. USAID финансирует массу мероприятий (чтобы привести полный список, здесь просто не хватит места), в том числе деятельность крайне необъективных СМИ вроде 'Internews' [6]. Фонд 'Евразия' (Eurasia Foundation), председателями которого являются Марти Ахтисаари (Marti Ahtisaari), Мадлен Олбрайт (Madeline Albright), Джеймс Бейкер (James Baker) и Лоуренс Иглбергер (Lawrence Eagleberger) - создал отделения в Бишкеке и Оше [7] (Среди спонсоров этого фонда - 'Philip Morris', 'ЮКОС', 'Citigroup', и конечно, щедрые американские налогоплательщики [8]).

Как это ни странно, не менее разветвленная сеть отделений НПО действует и по другую сторону границы - в узбекской части Ферганской долины. Многие из них под прикрытием благотворительности занимаются политической деятельностью: так 'Проект по мирному строительству в Ферганской долине' занимается не только организацией водоснабжения, но и проводит в жизнь 'гендерно-ориентированный стратегический план действий' [9]. 'Комиссия по делам демократии', существующая непосредственно при посольстве США в Бишкеке, финансирует СМИ, в том числе радио- и телестанции [10]. 'Freedom House' открыл представительство в Бишкеке в ноябре 2003 г.: сегодня он издает в Кыргызстане 60 газет и журналов. (В Ташкенте представительство этой организации возглавляет бывший американский дипломат Роберт Фридман (Robert Freedman): последним его местом службы было посольство США на Украине). Хотя посол Янг и утверждает, что американская помощь НПО не носит политического характера, помощники госсекретаря Элизабет Джонс (Elizabeth Jones) и Лорн Крейнер (Lorne Craner) специально прибыли в Бишкек на открытие типографии, оборудованной на средства Бюро госдепартамента по вопросам демократии, прав человека и труда, соросовского Института открытого общества и норвежского МИДа. Законным владельцем типографии является фонд 'Центр поддержки СМИ' - орган, который считается 'киргизской НПО', вот только пост его председателя занимает американский сенатор Джон Маккейн (John McCain), а в состав правления входит бывший советник президента США по национальной безопасности Энтони Лейк (Anthony Lake) [11]. И наконец, следует отметить, что одним из лидеров киргизской оппозиции является бывший посол в США Роза Отунбаева, чья партия 'Ата-Юрт', ранее имела статус НПО и специализировалась на проектах по водоснабжению и озеленению [11]. Как именно 'Ата-Юрт' перешла от посадки деревьев к захвату заложников, не совсем ясно, однако пройденный ею путь наглядно показывает, что разграничительная линия между 'процессом обеспечения честных выборов' и политическим вмешательством не такая четкая, как пытается нас уверить посол Янг.

Вообще-то, этой разграничительной линии не существует вовсе. Эдил Байсалов, председатель 'Коалиции за демократию и гражданское общество', получающей финансирование от США. щеголяет в оранжевом шарфе, который он привез в декабре с Украины, где был 'наблюдателем' на выборах: он открыто призывает к отставке президента Акаева и попал в число двадцати человек, арестованных полицией за акты насилия в ходе одной из демонстраций в Бишкеке [13].

А 'правозащитник' Азимджан Аскаров (содержание его офиса на юге Кыргызстана частично оплачивает 'Freedom House') призывает киргизское правительство зарегистрировать 'Хизб-ут-Тахрир' - исламистскую организацию, которая во многих центральноазиатских государствах, Германии и России запрещена как террористическая группировка (США, однако, отказываются считать ее таковой). Этот очевидный альянс между 'ультрамодными' правозащитниками и исламскими фундаменталистами - пример творческого применения диалектики, столь характерного для политики бывшего Варшавского договора.

Возможно, именно по этой причине пресс-атташе президента Акаева заявил 22 марта, что в стране действует 'третья сила', плетущая заговор против главы государства. Лучшего определения и не подберешь. Понятие 'третья сила', среди прочего, использовалось применительно к тайным полицейским операциям, проводившимся по приказу правительства ЮАР с целью дискредитации оппозиции [14]. Так же называли и 'независимую' оппозицию в Иране в 2001 г. [15]. Это же словосочетание послужило названием для книги Энн Флорини (Ann Florini), изданной Фондом Карнеги за международный мир (Carnegie Foundation for International Peace), и снабженной подзаголовком 'Возникновение транснационального гражданского общества' ('The Rise of Transnational Civil Society'). В книге подробно описывается, как поддерживаемые Западом НПО осуществляют 'смену режимов' в различных странах.

Кстати, я не забыл упомянуть, что Ферганская долина - это средоточие НПО и неприятностей - является важным центром наркоторговли? Но это, естественно, не имеет к нынешним событиям абсолютно никакого отношения.

[1] http://enews.ferghana.ru/detail.php?id=89775392257208.0,7,2588364

[2]http://www.theaustralian.news.com.au/common/story_page/0,5744,12569908%255E2703,00.html

[3] See interview with opposition leader Rosa Otunbayeva, 3rd January 2005, http://www.registan.net/?p=4642

[4] Amb Stephen Young, 27th January 2005 http://www.bishkek.usembassy.gov/amb_interview.htm

[5] http://bishkek.usembassy.gov/amb_press_conference.htm

[6] http://www.internews.kg/index.php?newlang=eng

[7] http://www.eurasia.org/central-asia.html

[8] http://www.eurasia.org/who/funders.html

[9] See British Helsinki Human Rights Group report on Uzbekistan http://www.oscewatch.org/CountryReport.asp?ChapterID=752&CountryID=23&ReportID=243&keyword

[10] http://bishkek.usembassy.gov/democracy_commission.htm

[11] http://www.freedomhouse.org/media/pressrel/111403.htm

[12] http://www.cango.net.kg/homepages/kg/atajurt/

[13] Islamists See Opening in C. Asia Chaos, by Kathy Gannon, Associated Press, 24th March 2005 http://www.oscewatch.org/mediaDetails.asp?ArticleID=92

[14] http://www.hsf.org.za/Briefing_9/3_Third_Force.htm

[15] http://www.pbs.org/frontlineworld/stories/iran/tl04.html

___________________________________________________________

Архив ИноСМИ.Ru

Джон Лафлэнд: Телереволюция на Украине ("The Guardian", Великобритания)

Джон Лафлэнд: Агрессия Запада ("The Spectator", Великобритания)

Джон Лафлэнд: Лживая критика в адрес Путина ("Die Welt", Германия)

Джон Лафлэнд: Американские друзья чеченцев ("The Guardian", Великобритания)