Вольфганг Мюнхау - обозреватель FT и FTD. Публикуется в газете каждую среду.
Здесь, как обычно, рекомендаций по поводу вложений капитала не будет. Но если федеральное правительство или банк, услугами которого Вы пользуетесь, предложат ценные бумаги сроком на 50 лет, то тогда я Вам порекомендую спасаться бегством.
Дело в том, что вероятность того, что федеральное правительство оплатит подобные облигации через 50 лет, очень невелика. Так, рейтинговое агентство Standard & Poor's подсчитало, что платежеспособность по федеральным облигациям и другим государственным бумагам Франции, Великобритании и США будет, начиная со следующего десятилетия, постоянно падать и до середины столетия достигнет статуса Junk-Bond. Такая возможность говорит о том, что займы сроком на 50 лет в полном объеме возвращены не будут.
Что определяет долгосрочную ликвидность государства? Разумеется, положение дел с долгами и с новыми ежегодными заимствованиями, но также рост процентной ставки и такие факторы, как возрастная структура населения и пенсионная система. Ответственность государства перед пенсионерами это данность, которая в официальной статистике долгов отражения не находит. Но, тем не менее, речь идет о солидном долге, поскольку дефицит пенсионного страхования покрывается из федерального бюджета. В таких странах, как Германия и Франция, но также и в столь превозносимой Великобритании, долгосрочная финансовая стабильность без проведения пенсионной реформы невозможна.
Почти никакого роста, большие долги
Если бы британцам удалось провести удачно пенсионную реформу, то самая большая их проблема была бы решена. В Германии это не так, хотя демографическая ситуация, что касается возрастной структуры населения, будет развиваться еще хуже, чем в Великобритании. Пенсионная реформа, которая повышала бы возраст выхода на пенсию, исходя из растущей продолжительности жизни, была бы мерой необходимой, но недостаточной для решения проблемы. У Германии есть более серьезная проблема, политическое решение которой будет очень сложным: слишком низкий экономический рост при условии большой чистой задолженности.
Дефицит на уровне 3,8 процента и номинальный рост в 2,3 процента за прошлый год соответствуют задолженности в размере 165 процента внутреннего валового продукта. Улучшить ситуацию с государственными финансами на длительный период времени можно не только путем сокращения новых чистых заимствований, но и за счет более высокого роста, рассчитанного на длительные сроки. При показателях роста, которые на верхнем уровне цикла конъюнктуры составляют всего два процента, стабильность финансовой платежеспособности государства не сохранить.
Маастрихтский договор был с экономической точки зрения бессмысленным
В прошлом году у США дефицит в соотношении к ВВП был выше, чем в Германии. Но в связи с намного более высокими показателями экономического роста и увеличением производительности позиции у США для того, чтобы стабилизировать свои финансы на длительный период времени, намного лучше. По этой причине трехпроцентная планка дефицита Маастрихтского договора является экономической бессмыслицей. Есть страны, такие, например, как Ирландия, которые могут позволить себе еще больший дефицит. Германия из-за низких показателей роста даже при соблюдении установленной планки дефицита окажется в перспективе банкротом. Кстати, выхолащивание пакта в результате недавно принятого Европейским советом решения ухудшит ситуацию еще больше. Поскольку дефицит, наверняка, будет увеличиваться, а с ростом экономики положение не изменится. Это значит, что долгосрочная задолженность будет постепенно расти. Поэтому самый лучший экономический рецепт для Германии заключается в проведении реформ, которые бы открывали возможность потенциального роста, а также в возврате в долгосрочной перспективе структурного дефицита.
Правительства европейских стран сделали слишком мало для повышения потенциала роста, поскольку связанные с этим реформы являются непопулярными в политическом плане. Одновременно они слишком мало сделали, чтобы поставить рамки своему структурному дефициту. Поскольку, с одной стороны, стабилизационный пакт оказался слишком мягким, а с другой, - были благоприятными, как никогда, условия финансирования на рынках. Пенсионные рынки сегодня вселяют такую же эйфорию, как рынки ценных бумаг во времена интернетовского пузыря. Причиной появления мыльного пузыря на пенсионных рынках стала крайне агрессивная экспансия денежной массы. Все крупные эмиссионные банки подали сигнал, что они хотят вернуться к нейтральной денежной политике. В США нейтральная краткосрочная процентная ставка находится на уровне 4,5 процента, в еврозоне - несколько меньше. Обратный путь к нейтралитету долог и для пенсионных рынков, но он неприятен, прежде всего, для правительств европейских стран.
А затем конец партии
Французское правительство воспользовалось моментом, чтобы с успехом разместить на рынке займы сроком на 50 лет. Пенсионный рынок в данный момент не гнушается никаким безумием. Британский министр финансов Гордон Браун (Gordon Brown) тоже объявил о выпуске облигаций сроком на 50 лет. Для правительств это великолепный бизнес, поскольку они заимствуют деньги на длительный период времени под дешевые проценты. Все правильно - риски перекладываются на наивных инвесторов. Но надо хорошо представлять, что вечно это продолжаться не может. Этот пузырь лопнет, как пузырь от жвачки, и тогда неприятно себя будут чувствовать как раз страны с низким структурным ростом и большими задолженностями. Я не знаю, когда это произойдет. Но то, что произойдет, в этом я уверен. И тогда партия будет сыграна.