Кевин Хеннеси (Kevin Hennessey) хочет знать о России абсолютно все, и жаждет поделиться с вами своими знаниями. Поэтому бывший менеджер банка 'Credit Suisse First Boston' вместе с Советом по торгово-экономическому сотрудничеству (США-СНГ) и множеством российских аппаратчиков несколько лет трудился над детальным путеводителем по всем 89 российским регионам.
Это была нелегкая задача. Только подумайте: в этой стране 14 часовых поясов, масса этнических групп и языков, а вот чего в ней до недавнего времени не было - так это единого телефонного справочника.
В прошлом году рабочая группа опубликовала объемистый том (1000 страниц) с описанием каждого региона: промышленных и природных ресурсов, энергетической и транспортной инфраструктуры, региональных административных органов (с указанием фамилий и телефонов чиновников). Кроме того, в книге содержатся сведения о примерно 1000 инвестиционных проектов.
Путеводитель открывается вступительными статьями Джеймса Вулфенсона (James Wolfensohn), тогдашнего президента Всемирного банка, бывшего министра торговли США Дональда Эванса (Donald Evans), и их российских коллег. Это серьезное справочное издание. Изложение может показаться суховатым, но для человека, намеренного заниматься бизнесом в стране, где порой трудно найти надежную информацию, книга - просто 'палочка-выручалочка'. Раньше какому-нибудь менеджеру с Урала просто неоткуда было узнать, что поставка картонных коробок, скажем, в Пензенскую область может оказаться весьма прибыльным делом. После десятилетий централизации процесс обмена информацией, да и идеями, наладить непросто.
Г-н Хеннеси занялся путеводителем не ради денег, хотя он и надеется, что доходы от продажи книги позволят покрыть затраченные на нее средства. Что же ему нужно? Он хочет помочь притоку капитала и развитию торговли в России, что позволит повысить жизненный уровень ее народа.
Только когда Россия по настоящему войдет в состав международного сообщества, ее лидерам волей неволей придется соблюдать законность, а это в свою очередь, привлечет в страну иностранные инвестиции. Г-н Хеннеси уверен: 'пробуждайте у людей интерес к торговле, и будьте уверены - все международные проблемы будут урегулированы'.
Как получилось, что парень, начавший карьеру в должности банковского ревизора, проникся таким интересом к России? Возможно это связано с его молодостью, когда он, работая в банке, обслуживающем морские перевозки, впервые познакомился с 'экзотическими' странами вроде Греции, а значит и с тем, что мы стыдливо называем 'альтернативными деловыми методами'.
Кстати, именно один из тогдашних клиентов и ввел его в уолл-стритовские круги. Бывший греческий судовладелец, от которого отвернулась фортуна, открыл в центре Нью-Йорка бар 'У Гарри', куда биржевые брокеры часто забегали пропустить стаканчик после работы. В знак благодарности за ранее предоставленные кредиты владелец пригласил г-на Хеннеси в свой бар, чтобы он мог познакомиться с уолл-стритовскими трейдерами.
Вскоре г-н Хеннеси уже работал в CSFB - новые знакомые устроили его в отдел муниципальных облигаций этого банка. В 1992 г. он занял пост руководителя отдела по работе с государственными облигациями стран с развивающейся рыночной экономикой. В те дни понятие 'страны с развивающейся рыночной экономикой' относилось прежде всего к латиноамериканским государствам, но постепенно в сферу компетенции г-на Хеннеси попали Восточная Европа и Россия - тогда-то все и началось.
Уйдя из CSFB в 1998 г., г-н Хеннеси начал искать проект, который мог бы его заинтересовать; одновременно он путешествовал по Восточной Европе и вкладывал там капиталы. Он быстро пришел к выводу, что 'страны бывшего СССР - самый интригующий регион мира'.
Интригующий, да, но и небезопасный. В 1998 г. г-н Хеннеси беспомощно наблюдал, как рушится российский рынок - вместе с другими развивающимися рынками. Сам он особых убытков не понес, но это был отрезвляющий опыт.
Примерно в это же время г-н Хеннеси начал сотрудничать с группой бывших менеджеров CSFB, которые теперь работали в Фонде за нераспространение ядерного оружия (Nuclear Nonproliferation Trust). Организация занималось вопросом о хранении отработанного ядерного топлива в России. Проект включал сбор средств для строительства хранилища, а также очистки зон радиоактивного загрязнения в России.
Сотрудничая с этой организацией, г-н Хеннеси познакомился с Вероникой Крашенинниковой-Бергер, сопредседателем Совета по торгово-экономическому сотрудничеству с американской стороны, которая предложила ему принять участие в работе над путеводителем.
Вскоре он уже с головой окунулся в проект - для его осуществления требовалась куча разрешений от разных государственных ведомств и огромная организационная работа. Первым шагом в его осуществлении стала рассылка всем 89 губернаторам писем за подписью председателя Российского союза промышленников и предпринимателей (кстати, бывшего сотрудника КГБ) с просьбой о сотрудничестве. И самое удивительное, они согласились! В каждом регионе была создана рабочая группа для сбора требуемых данных.
Г-ну Хеннеси и его партнерам пришлось сделать порядка 7000 телефонных звонков, но в результате нужная информация была получена. Они настаивали: в справочник войдут только факты - никаких домыслов. Кроме того, они хотели создать качественный, привлекательный для читателя продукт. Процесс работы над путеводителем, по словам г-на Хеннеси, представлял собой образчик того, 'чего мы желаем для России в целом. С использованием иностранных средств, российского опыта и трудовой этики мы создали продукт мирового уровня'.
Книга не попала в список бестселлеров, но тысяча экземпляров уже продана; половина из них в Америке, где путеводитель стоит порядка 900 долларов, а другая половина - в России, где он продается ниже себестоимости - примерно за 75 долларов. Составители уверены, что его появление в равной мере будет способствовать как укреплению российско-американских коммерческих связей, так и развитию торговли в самой России.
И что же дальше? Раз в два года составители намерены выпускать исправленное и дополненное издание путеводителя, они также хотят разместить его материалы в интернете. Кроме того, в дальнейшем возможна и подготовка других справочников для бизнесменов. Российские власти неплохо умеют собирать информацию о компаниях и их работе, но во многих случаях этим данным не хватает стандартизации и систематизации. Для серьезных капиталовложений инвесторам, особенно американским, нужна куда более качественная финансовая информация.
Конечно, приток иностранных инвестиций сдерживает не только недостаток информации. Не способствует ему и нынешний политический климат в стране. Г-н Хеннеси называет себя 'большим поклонником Путина' и утверждает, что американские журналисты, пишущие о 'деле 'ЮКОСа'', заблуждаются сами и вводят в заблуждение других. Однако и он признает, что 'важнейшее значение для любой развивающейся системы имеет стабильность', а развитие событий в 'деле 'ЮКОСа'' вызывает беспокойство.
Г-н Хеннеси надеется, что, приструнив олигархов - 'дело 'ЮКОСа'' он считает жестким предупреждением в их адрес о последствиях злоупотребления влиянием - и продолжит рыночные реформы. По его мнению, Россия просто не может позволить себе пересмотра сделок, из-за которых в руках этой группы оказались огромные богатства; более того, он считает, что в свое время 'олигархический капитализм' будет признан единственно возможным методом ускоренной приватизации.
Для г-на Хеннеси на первом месте стоит верховенство закона, а на втором - информационное обеспечение. Если по первому из этих вопросов он вряд ли способен изменить ситуацию, то по второму намерен добиваться прогресса с неукротимой энергией.