Когда канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) открывали в воскресенье Ганноверскую ярмарку, снова много говорили о сотрудничестве. Однако красивые слова не могут скрыть того, что Россия для зарубежных инвесторов вряд ли привлекательна.
Россия, будучи партнером устроителей ярмарки, направила в Ганновер около 160 предприятий, которые выставляют свою продукцию в собственном павильоне. Но для российской стороны важнее привлечь к своей стране внимание инвесторов. Он надеется на импульс для развития 'многогранного российско-германского партнерства', - писал Путин в послании, подготовленном в преддверии ярмарки.
Реалии выглядят, скорее, мрачнее. Немецкие компании проявляли в 2004 году - в году сомнительного процесса против нефтяного концерна ЮКОС - сдержанность. Начиная с 1990 года, в Россию из Германии было вложено 9,3 млрд. долларов США, что значительно меньше, чем в маленькую Польшу. 'В России идут только маленькие фирмы, если у них есть хорошие связи', - говорит экономист Вольфрам Шретль (Wolfram Schrettl) из берлинского Института Восточной Европы. К тому же страна, по его словам, больше уже не так привлекательна. 'Производить продукцию дешевле, чем в России, можно во многих странах', - говорит Шретль. Ярким примером удачного выхода на рынок России считался, в частности, не один год баварский производитель строительных материалов Кнауф (Knauf), работающий в девяти странах. Но другие фирмы пока практически не идут.
У российского правительства, несколько представителей которого приехали в Ганновер, есть проблема. Рост внутреннего валового продукта (ВВП) был в последние два года, конечно, существенным - на уровне добрых семи процентов, - однако прогнозы на будущее дают заметно более низкие показатели.
Объемы инвестиций сокращаются
В 2004 году рост объемов внутренних инвестиций заметно сократился. Особенно тревожным для Москвы является то, что это происходит также в нефтяном и газовом секторе, который, как и прежде, дает львиную долю роста. Экономисты объясняют этот процесс значительным ростом реальной заработной платы, но также и политическим климатом в России. Как и прежде, существует 'большая неуверенность, что касается отношений между государством и предприятиями', - пишет в своем последнем докладе московское представительство Всемирного банка.
В этой ситуации Россия делает ставку на иностранный капитал, результаты, однако, отрезвляющие. Объем прямых инвестиций в 2004 году сократился, основными инвесторами являются, прежде всего, Кипр и Люксембург, что всего лишь свидетельствует о том, что в страну возвращается часть вывезенного российского капитала. Сдержанность проявляют даже предприниматели, имеющие в России хороший бизнес. 'Долговременный рост зависит от двух вещей: устранения бюрократии и проведения банковской реформы, - говорит Буркхард Бергман (Burckhard Bergmann), глава концерна Eon Ruhrgas AG, участвующего в капитале газового гиганта России 'Газпром'. - Того и другого не наблюдается'. Наоборот, по мнению Бергмана, бюрократии при Путине стало больше.
Путин начинает нервничать
В правительстве России начинают нервничать из-за плохих экономических прогнозов. На прошлой неделе кабинет принял стратегический документ министерства экономики, свидетельствующий о возрастании трудностей. 'Государственный аппарат, органы юстиции и правоохранительная система остаются неэффективными', - говорится в документе министра-либерала Германа Грефа. Критикуются также недостаточная интеграция России в мировую экономику и однобокость промышленности, ориентирующейся на добычу сырья.
Продолжающаяся зависимость от нефти и газа вызывает тревогу у экспертов России. 'Все негативные факторы в настоящее время компенсируются растущей ценой на нефть, - говорит экономист Шретль. - Если однажды она начнет падать, то Путин окажется с пустыми руками'.