Ганновер. Российское правительство отказалось от своей цели к 2010 г. удвоить ВВП по сравнению с 2003 г. 'Эта задача нереальна', - сказал вчера в интервью газете заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов. Шаронов, принимавший участие в представительной делегации России на Ганноверской ярмарке, кроме того, очень критично высказался об инвестиционном климате в своей стране. Есть 'ряд факторов, которые вредят бизнесу', - сказал он. Представитель правительства потребовал от российского государства уйти из энергетического сектора. Он считает, что государство должно ограничиться инфраструктурными проектами.
Перед лицом снижающихся прогнозов роста становится все заметнее, по какой линии проходит конфликт внутри российского руководства. На прошлой неделе министерство экономического развития огласило более низкие показатели роста на ближайшие три года, по сравнению с 2003 и 2004 г.г. Президент Владимир Путин в 2003 г. сформулировал цель, согласно которой ВВП страны должен быть увеличен к 2010 г. в два раза.
В то время как Михаил Фрадков назвал новые прогнозы лишь как 'слишком неамбициозными', команда его противника, министра экономического развития Германа Грефа, все громче требует институциональных реформ - в банковском секторе, а также и в юстиции. Главным разногласием между Грефом и Фрадковым является масштаб государственного влияния на экономику. Однако, как и прежде, неясно, к какой из сторон тяготеет сам Путин. На Ганноверской ярмарке президент вместе с рядом министров настойчиво призывал в страну немецких инвесторов и громко хвалил новый совместный проект дочернего предприятия BASF, Winterhall, с российским газовым концерном 'Газпром'. Греф же не приехал на ярмарку, хотя первоначально это планировалось. Для министра экономического развития уже давно структура полугосударственного энергетического гиганта стала, словно бельмо на глазу.
Заместитель Грефа, Шаронов, неодобрительно отозвался о вмешательстве государства в энергетический сектор. 'Последние 10 лет в нашей стране показали, что большинство инвестиций и инноваций пошли в нефтяной и газовый сектор, и государству там нечего делать, - сказал он, - во всем энергетическом секторе частные предприниматели сами в состоянии стимулировать его развитие'.
Касаясь продажи главного добывающего предприятия концерна 'Юкос', 'Юганскнефтегаз', государственной компании 'Роснефть', вызывающей критику во всем мире, Шаронов сказал: К сожалению, правительство иногда предпринимает шаги, которые противоречат нашей линии'. Министерство экономического развития считает, что государство должно, в частности, отдать 'Юганскнефтегаз'. Заместитель министра выразил обеспокоенность по поводу инвестиционного климата в России. 'Вывоз капитала из России все время увеличивается, что для нас, к сожалению, ничего хорошего не означает. Это показывает, что с нашим инвестиционным климатом не все в порядке'. Шаронов считает, что причинами этого является 'ситуация вокруг 'Юкоса' , жесткие меры налоговых органов и инструкции, например относительно налоговой ревизии, в которых сложно разобраться'. Ничего нет плохого в том, чтобы требовать более высокой налоговой сознательности, тем самым увеличивая доходы государства, - сказал он. 'Но здесь мы явно зашли слишком далеко, напугав тем самым инвесторов'. Действия властей против 'Юкоса' вызвали международную критику. Взыскивание миллиардных сумм якобы в качестве доплаты налогов привело предприятие на грань банкротства.
Оценки Шаронова в основном совпадают с анализом Всемирного банка. В последнем докладе по России, составленном Московским бюро этого института, говорится, что перспективы для предпринимателей 'в значительной степени зависят от того, повысит ли на практике свою репутацию правительство'. Снижение темпов роста в нефтяном секторе и других отраслях народного хозяйства, очевидно, связано 'с последствиями дела 'Юкоса''. К тому же, как говорится в докладе, создается впечатление, что государство все активнее вмешивается в экономические дела. Причем это делается 'в ущерб частной экономике'.
Шаронов тоже констатировал слишком активное вмешательство государства в российскую экономику. 'Мы не в восторге от того, что правительство само вкладывает деньги в большие проекты, - сказал он, -потому что считаем, что государство - плохой инвестор'.