Профессор истории Вульф Шафер является основателем и директором Центра глобальной истории университета Стоун Брук, который стал организатором международной конференции на тему 'Новая Европа'
Оценивая Европу, будет ошибкой полагать, что 'ничто не ново под луной'. Возникает новая и сильная Европа, а американцы почти не обращают на это внимания.
Мы заметили шумиху, которая возникла из-за того, что министр обороны Дональд Рамсфелд назвал Францию и Германию 'старой Европой', однако вряд ли мы сможем перечислить страны 'новой' Европы. Мы укоризненно качали головами или кивали в знак согласия, когда в кафетериях Конгресса название 'французская жареная картошка' поменяли на название 'картошка свободы'. Мы не заметили, что на языке франков, сформировавших историческую сердцевину современной Франции и Германии, слово 'франк' синонимично слову 'свободный'. С какой стати нам задумываться над такими мелочами?
Размер имеет значение. Европейский Союз имеет сильную валюту и самый крупный в мире внутренний рынок. Таким образом, 25 стран, составляющих в данный момент ЕС, могут вполне успешно торговать между собой, чем они и занимаются. Но здесь есть и нечто большее. Европейские коммерсанты научились заниматься бизнесом с другими странами и с другими культурами. Это важное достижение в современном глобализованном мире.
Численность населения тоже имеет значение. Численность населения стран-членов Европейского Союза составляет 456 миллионов человек, что на 161 миллион больше, чем население Соединенных Штатов. Евросоюз по численности населения занимает третье место в мире после Китая и Индии, причем население это достаточно хорошо образовано. Хотя темпы прироста населения в развитых странах Европы сокращаются, Европейский Союз будет по-прежнему расти: Болгария, Хорватия, Румыния, Македония и Турция с нетерпением ожидают своей очереди на вступление в этот клуб.
Значение имеет и знание языков. Многие европейцы говорят по-английски. А мы иностранными языками не владеем. Английский является общим языком Евросоюза (к раздражению немногочисленных 'еврофилов'), и это еще один плюс. Вы только подумайте: только 6 процентов переводимых в мире книг переводится на английский язык, но 50 процентов из переводимых в мире книг переводится с английского. Что это значит? А значит это то, что мир знает о нас больше, чем мы о нем.
Значение имеет оказание помощи другим. Европейский Союз является мировым лидером по объемам оказываемой помощи. Любой человек, имеющий недвижимость в районе Нью-Йорка, выглядит сказочно богатым в сравнении с миллиардами людей, живущих в городских трущобах, главным образом, в менее развитых странах. И эта страшная цифра может увеличиться вдвое менее чем за 20 лет. Бедность трущоб - это глобальная проблема, способная привести к взрыву, однако мы можем научиться у Евросоюза, как заводить друзей, оказывая развивающимся странам помощь в развитии.
Сохранение здоровья планеты также имеет значение. Европейский Союз является мировым лидером в разработке альтернативных источников энергии и 'зеленой' политики. Например, в Великобритании самыми быстрыми в мире темпами развивается ветровая энергетика, а в Германии (которая лидирует по производству возобновляемых источников энергии) министр иностранных дел является представителем партии Зеленых - радикальной партии, по меркам Америки. Евросоюз заботится о нашей планете, а американцы, отказавшись подписать Киотский Протокол (о контроле над парниковыми газами), громогласно заявили всему миру, что им на это наплевать. Безусловно, дело здесь гораздо сложнее, однако такое отношение показательно с точки зрения восприятия мира.
Имеет значение и история. Когда будущие 'Битлз' слушали в 1955 году в Ливерпуле записи американского рок-н-ролла, выдающийся британский историк Джеффри Барраклау рассказывал в университете этого города о 'конце европейской истории'. Он был прав: Европа утратила свою 'историческую роль лидера' в катаклизмах двух мировых войн и холокоста. Однако 'Битлз' создали новую историю, став первой всемирно известной группой. А Европейский Союз уверенно ведет регион к формированию того, что Уинстон Черчилль в 1946 году назвал 'Соединенными Штатами Европы'. А очень старые и непримиримые враги - Франция и Германия - научились объединять свои усилия.
Имеет значение и постимперская жизнь. После окончания холодной войны и распада советской империи Соединенным Штатам выпала участь получить роль 'лидера в мировой истории'. Получили они ее довольно легко. Но сегодня у всех в мире на языке вертится один и тот же вопрос: а как американцы собираются справляться с этой ролью?
Европейский Союз учит нас, что существует жизнь и после заката империи, и жизнь эта может быть вполне хорошей. Целый ряд стран-членов Евросоюза в своей истории обретал и расставался со статусом империи. И все эти страны пытаются сказать нам: 'Не повторяйте наших ошибок'.