Ольга Дергунова - счастливая замужняя женщина и мать. Она также возглавляет новый класс амбициозных российских женщин, которые прокладывают путь в традиционно мужской мир постсоветского бизнеса. Выступая на прошлой неделе в Лондоне на Российском Экономическом Форуме, ежегодной конференции, посвященной инвестициям в Россию, она рассказала о тех трудностях, с которыми столкнула ее судьба.
Она возглавляет региональное отделение Microsoft в России и СНГ, отвечая за объем деятельности суммой в 100 миллионов долларов в стране с 11-ю часовыми поясами. Ее достижения заслуживают похвалы. Дергунова не только преуспела в жесткой атмосфере российского бизнеса, который все еще является полем мужских игр. Эта стройная 39-летняя женщина научилась устанавливать правила игры. Билл Гейтс может ею гордиться.
Она пришла на работу в Microsoft в 1994 году, через полтора года после создания дочерней компании этой корпорации в Москве, чтобы начать реализацию программы корпоративного лицензирования. В 1995 году Дергунову назначили генеральным директором компании, а в июле 2004 года она стала председателем совета директоров.
'В определенной степени мой приход в Microsoft был предопределен самой судьбой, - говорит Дергунова, до того работавшая директором продаж и маркетинга в одной российской компьютерной компании. - В 1992 году Microsoft стала одной из первых иностранных компаний, работавших в области разработки программного обеспечения. Она и тогда была, и сегодня остается кладезем знаний о том, как разрабатывается и продается программное обеспечение'.
'Поскольку я работала в российской компании, мне было крайне интересно узнать об этом глобальном видении, об этом глобальном процессе. Я думала, что задержусь в Microsoft на пару лет. Я считала так: поучусь у них немного и буду двигаться дальше. Но в итоге я работаю в Microsoft уже 11 лет'.
Когда Дергунова пришла в Microsoft, Советский Союз мучительно превращался в капиталистическую страну, и состояние дел в стране дало повод некоторым наблюдателям называть ее Диким Востоком. Страна была совершенно необъяснимой и пугающей, потому что была неуправляема.
По словам Дергуновой, Microsoft и другие компании информационных технологий, входившие в начале 90-х на российский рынок, столкнулись с двумя проблемами: отсутствием спроса и пиратством. Дергунова говорит, что государство не понимало, насколько полезны могут быть компании информационных технологий в деле управления бизнесом и делами всей страны, и что именно по этой причине экономика работала с низкой эффективностью.
'В то время российские предприниматели понятия не имели о продуктивности или о производительности труда, а государство было слишком слабым, чтобы что-то исправить в этом плане'.
В то же время 99 процентов программной продукции, продававшейся в киосках и на электронных рынках, не было лицензировано.
Дергунова говорит: 'Это означало, что из ста единиц продукции вы продавали одну, а остальные 99 у вас крали. И через эту единственную проданную копию вам надо было вернуть все затраты и средства, необходимые для развития компании'.
Что изменилось с того времени?
'Появился реальный спрос на программную продукцию; в стране существует реальное понимание того, что информационные технологии помогают управлять государством, делать его более прозрачным. Понимание полезности, необходимости и неизбежности конкуренции заставляет людей использовать программное обеспечение и информационные технологии'.
Сегодня пиратская продукция на рынке составляет 87 процентов. 'Эта цифра вызывает у вас улыбку, поскольку изменения кажутся незначительными, - говорит Дергунова, - однако это коренное изменение в мозгах пользователей информационными технологиями'.
Дергунова знает это из собственного опыта. В России она была одним из первых людей, начавших формировать такой образ мышления. Она вспоминает: 'В начале девяностых я говорила: 'Я хочу рассказать вам об интеллектуальной собственности'. Но люди совсем ничего не знали о собственности вообще, а что такое интеллектуальная собственность, было совершенно неясно'. Сегодня у каждого есть своя точка зрения на то, как следует защищать интеллектуальную собственность, следует платить Microsoft и Биллу Гейтсу или нет.
'Когда в конце концов к вам приходит понимание, вы начинаете действовать, потому что начинаете обо всем этом задумываться, потому что ваша собственная репутация становится для вас важна. Вы начинаете думать о привлечении инвестиций и об открытости своей компании, а для этого вам надо показать, как вы ею управляете - с использованием легальных программных продуктов. И общество входит в нормальное русло, потому что платить за программное обеспечение - это нормально. А пятнадцать лет назад мне приходилось учить людей этому'.
Она занялась борьбой с пиратством, снизив цены на часть продукции. Она использовала местные таланты, чтобы приспособить продукты Microsoft к российскому рынку, включая перевод программ на русский язык. В результате этого, по подсчетам компании, более 200 000 людей - или больше половины из числа тех, кто занимается в России информационными технологиями - распространяет продукцию Microsoft.
Довольна ли она тем, как складывается ее карьера? 'Я задумываюсь над этим, потому что, придя в Microsoft, я думала, что задержусь там на пару лет. Став президентом 1 июля 2004 года, я получила ощущение, что это продлится два-три года. Однако мой первый опыт показал, что я ошибалась. Посмотрим, как будет на этот раз'.
Она не исключает возможности перевода в США, но говорит, что хотела бы остаться в России.
'Причина, по которой я не горю желанием уехать, состоит в том, что, по моему мнению, я могу все еще быть полезной в этой части света. Еще многое предстоит сделать, нам предстоит запустить целый ряд проектов. Например, мы хотим что-то сделать в области улучшения использования рабочей силы и потенциала разработчиков российского программного обеспечения путем частичной переброски работ по разработке программ в Россию'.
Она замужем уже 20 лет, муж Дергуновой финансист (они вступили в брак, будучи еще студентами), ее дочери Нине 20 лет, она учится в Высшей школе экономики.
Дергунова рада, что командировки сегодня занимают лишь 40 процентов ее времени, поскольку несколько лет назад они отнимали у нее 70 процентов.
'У меня так мало свободного времени. Я стараюсь проводить его с семьей и с друзьями. Я люблю отпуска. Их так мало, но мы играем в гольф, занимаемся туризмом. Мы начали заниматься туризмом в России. Мы ездили на Камчатку, на Алтай. В этом году мы планируем поехать на озеро Байкал. Мы ездим в большой компании друзей'.
Дергунова уверена, что если в один прекрасный день ее дочь обзаведется собственным ребенком, она станет прекрасной бабушкой: 'Я не умею готовить, шить или вязать. Но я научу внука или внучку играть в гольф, читать, работать на компьютере и с наибольшей пользой использовать свое время'.
Она говорит, что глобальная корпоративная культура Microsoft облегчает ее работу по руководству своими сотрудниками, однако для деловых женщин России крайне важна помощь по дому.
'Я думаю, нам надо помогать тем женщинам, которые хотят стать руководителями бизнеса, в решении их повседневных домашних дел. Дело в том, что Россию от других стран отличает, к сожалению, отсутствие индустрии услуг для женщин в воспитании детей, уходе за родителями, ведении домашнего хозяйства', - говорит Дергунова.
'Должна существовать система услуг, которую можно сделать ясной и прозрачной, тогда исчезнет необходимость индивидуальных поисков и выбор случайных людей. Таких услуг как сферы бизнеса еще не существует. Но эта система появится сразу, как только станет ясно, что работающие женщины-руководители могут за это платить'.
Биографические данные:
Ольга Дергунова, родилась 15 мая 1965 года в Москве. С отличием закончила Московский институт народного хозяйства имени Плеханова, факультет вычислительной техники и экономической кибернетики. Работала директором по продажам и маркетингу в совместном предприятии 'Микроинформ', менеджером по работе с клиентами, генеральным директором, а затем президентом отделения Microsoft в России и СНГ. Замужем, дочери Нине 20 лет. Увлечения: гольф, лыжи, туризм.