Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Для Москвы Иоанн Павел так и не стал желанным гостем

При том, что в России насчитывается всего лишь порядка 600 тыс. католиков, руководство Русской Православной Церкви считает, что Ватикан пытается переманить православных верующих в лоно католицизма

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С первых дней своего избрания на Святой престол, Иоанн Павел II часто говорил о необходимости преодолеть Великий раскол церквей, который произошел в 1054 году и разделил христианскую Церковь на западную - Римско-католическую - и восточную - Православную - ветви. Будучи первым в истории Ватикана Римским папой славянского происхождения, он видел свое особое предназначение в том, чтобы свести воедино обе ветви христианства, которые он образно сравнивал с двумя легкими, снабжающими кислородом единый организм.

Вера Варчук, преклонившая в молитве колени в московском костеле Святого Людовика, являет собой наглядный пример наихудших опасений, которые испытывает Русская Православная Церковь в отношении своей Римско-католической сестры. Пять лет назад пятидесятидвухлетняя В. Варчук отказалась от православной веры и была крещена в католическом соборе.

Ни друзья, ни семья Веры так и не смогли понять, что двигало этой женщиной, когда она решила стать католичкой. Да и сама Вера не вполне отдает себе отчет в содеянном. 'Люди у нас не понимают, почему некоторые вдруг хотят стать католиками в православной России', - сетует эта тщедушного вида москвичка. 'Но думаю, что, быть может, Сам Господь Бог выбрал меня, чтобы продемонстрировать людям, что все мы можем жить сообща'.

Для российских сравнительно немногочисленных последователей католицизма, составляющих всего не более 600 тыс. человек в стране с населением в 144 млн., духовное наследие Иоанна Павла II окрашено в грустные и печальные тона. В то время, как во всем мире ему воздают почести за неутомимую деятельность на ниве объединения верующих, понтифик так и не смог достичь цели, которую сам же перед собой и поставил: содействовать примирению двух крупнейших христианских церквей - Римско-католической и Русской православной. И хотя Иоанн Павел совершил больше поездок по всему миру, чем кто либо из его предшественников, он так и не смог побывать в России.

'Уход из жизни папы для всех нас большое горе', - говорит г-жа Варчук. 'Мы неустанно молились, чтобы он приехал в нашу страну, но раны оказались слишком глубоки, и пройдет еще немало времени, пока они зарубцуются'.

С первых дней своего избрания на Святой престол, Иоанн Павел II часто говорил о необходимости преодолеть Великий раскол церквей, который произошел в 1054 году и разделил христианскую Церковь на западную - Римско-католическую - и восточную - Православную - ветви. Будучи первым в истории Ватикана Римским папой славянского происхождения, он видел свое особое предназначение в том, чтобы свести воедино обе ветви христианства, которые он образно сравнивал с двумя легкими, снабжающими кислородом единый организм.

Первая возможность для этого ему представилась, когда в конце 80-х - начале 90-х гг. в Восточной Европе произошли исторические перемены, осуществлению которых, как многие считают, своей деятельностью в немалой степени способствовал и Иоанн Павел II. В 1990 г. президент СССР Михаил Горбачев нанес исторический визит в Рим и пригласил Папу посетить Москву. Произошедший год спустя после этого развал Советского Союза, и последовавшее за ним снятие всех ограничений на свободу вероисповедания внушали большие надежды на то, что примирение христианских Церквей является задачей вполне достижимой.

На деле же произошло обратное: отношения между Церквями начали ухудшаться. Глава Русской Православной Церкви Патриарх Алексий II, который, кстати говоря, отклонил приглашение присутствовать на торжественной церемонии похорон Иоанна Павла II, неоднократно обвинял Ватикан в том, что тот усиленно занимается обращением в католицизм православных, и не дал своего согласия на визит в Россию Папы Римского. Отношения между Римско- католической и Православной Церквями достигли критического уровня в 2002 году, когда Ватикан создал четыре новые епархии в России. Российские власти, идя навстречу пожеланиям имеющего в стране значительный политический вес руководства РПЦ, выдворили из страны ряд католических священников и отказали в выдаче въездных виз отдельным западным религиозным деятелям.

'Нелепо выглядят упреки в том, что мы тут занимаемся обращением людей в другую веру. Если бы в этом заключалась цель нашей работы, тогда у вас были бы все основания считать, что мы очень и очень плохо справляемся со своими обязанностями', - утверждает католический священник одного из московских приходов отец Игорь Ковалевский.

Последняя по времени попытка Ватикана улучшить взаимоотношения между Церквями приходится на август прошлого года. Тогда Святой престол выступил с предложением о том, что Папа Иоанн Павел II лично вернет в Россию православную святыню - высокочтимую икону Казанской Богоматери, которая до той поры находилась в личных папских покоях. В этой связи Cвятейший Патриарх Алексий II выступил с заявлением, смысл которого заключался в том, что речь идет о подделке, и отказался принять дар. По мнению зампреда Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоирея Всеволода Чаплина, главной причиной трений и конфликтов между Церквями является неспособность Ватикана продемонстрировать надлежащее уважение к традиционной вере русского народа.

'Нет ни малейших сомнений в том, что католическая церковь занимается в России обращением православных в католики. И как, спрашивается, следует расценивать подобную деятельность в стране с более чем тысячелетней христианской традицией? Они ведут себя так, будто русский народ темный, и нуждается в просвещении с их стороны'.

Протоирей Чаплин в частности приводит пример того, что среди прочей миссионерской деятельности Ватикан основал на территории России сеть приютов, где крещенным православным детям прививаются основы католической веры. Сам Ватикан отрицает свою причастность к проведению какой бы то ни было миссионерской деятельности в Российской Федерации. Руководство Святого престола при этом заявляет, что лишь организационно помогает в работе небольшой католической общины в России, которая состоит преимущественно из русских, выходцев из среды традиционно католических этнических групп, таких как литовцы и поляки.

'Нашей единственной целью является проведение пасторской службы в среде тех, кто уже является католиками', - отмечает отец Игорь Ковалевский, настоятель костела святого Людовика, имеющего самое большое в РФ число прихожан. 'Нелепо говорить о том, что мы тут обращаем православных в католики. Если бы в этом заключалась наша цель, то можно было бы с уверенностью констатировать, что мы очень и очень плохо справляемся со своими обязанностями'. Те немногие в количественном отношении православные, которые обращаются к католицизму, - как, например, Вера Варчук - делают это по собственной воле, без всякого давления или влияния извне, - считает о. И. Ковалевский. Эксперты сходятся во мнении, что следующий Папа Римский скорее всего не будет придавать столь серьезное значение вопросу о примирении Церквей, поскольку Православная Церковь отказалась смягчить свою позицию по спорным вопросам.

Перед началом намеченного на завтра заседания конклава кардиналов, на котором должен быть избран новый Папа, Алексей II ясно и четко обрисовал позицию Московского Патриархата. 'Католическая Церковь должна продемонстрировать свое искреннее желание приступить к выполнению сложной и ответственной задачи коренного пересмотра своей политики в России', - заявил Предстоятель Русской Православной Церкви в интервью итальянской газете Corriere della Sera. 'И прежде всего она должна отказаться от практики обращения православных в католическую веру'.

Определенные круги в России заняли откровенно враждебную к Ватикану позицию накануне кончины главы Римско-католической церкви. Депутат Госдумы от националисткой партии ЛДПР Алексей Митрофанов даже выступил с предложением ввести ограничения на освещение в российских СМИ событий в Риме. 'Совершенно очевидно, что речь тут идет о широкомасштабной пропагандистской кампании, цель которой - возвеличивание Ватикана и Католической Церкви', - заявил депутат. И хотя его предложение не прошло, в поддержку этой инициативы все же проголосовали 98 из 450 депутатов.

'Да, нелегко быть католиком в России', - вздыхает Вера Варчук. - Но ушедший от нас Папа учил нас долготерпению, и думаю, что рано или поздно православным мы станем своими'.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Траур по поводу траура ("Nie", Польша)

Бойцы за свободу: Иоанн Павел и Бен Ладен ("As Safir", Арабская пресса)

Иоанн Павел II помог выиграть 'холодную войну'? ("The New York Times", США)

'Я был связным между Папой и Кремлем' ("Le Nouvel Observateur", Франция)

Как Папа Иоанн Павел II "победил коммунизм" ("The Washington Post", США)

Амвон планетарного масштаба ("Corriere Della Sera", Италия)

Первый в истории мировой лидер ("The Guardian", Великобритания)

Неосуществленная мечта Кароля Войтылы ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Хитрит даже перед смертью: каким представляют себе русские Папу("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Кровь на руках Папы Римского ("The Guardian", Великобритания)

Мощь веры ("The Washington Post", США)

Несостоявшаяся встреча с православием ("Le Figaro", Франция)

Распространенный миф: Папа Римский внес значительный вклад в падение Берлинской стены ("Die Tageszeitung", Германия)

Осень патриархов ("Der Tagesspiegel", Германия)

Кто станет следующим понтификом? ("The Scotsman", Великобритания)

Тяжелая болезнь Папы: наблюдатели гадают, в каком направлении поведет католическую церковь его преемник ("The Observer", Великобритания)