Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Азербайджан приходит на помощь

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В поисках новых источников нефтяных поставок Польша вновь обратила взор на прикаспийский регион. Для осуществления этой идеи украинский нефтепровод Одесса-Броды придется протянуть дальше - до Плоцка. В ходе недавнего визита в Варшаву президент Ильхам Алиев заявил о готовности его страны экспортировать нефть в Польшу и выразил заинтересованность в притоке польских инвестиций в азербайджанскую нефтяную отрасль, а также прокладке нового участка нефтепровода Одесса-Броды

В поисках новых источников нефтяных поставок Польша вновь обратила взор на прикаспийский регион. Для осуществления этой идеи украинский нефтепровод Одесса-Броды придется протянуть дальше - до Плоцка. В ходе недавнего визита в Варшаву президент Ильхам Алиев заявил о готовности его страны экспортировать нефть в Польшу и выразил заинтересованность в притоке польских инвестиций в азербайджанскую нефтяную отрасль, а также прокладке нового участка нефтепровода Одесса-Броды. В результате у Польши появится шанс преодолеть традиционную зависимость от России, которая сегодня является чуть ли не единственным поставщиком нефти в страну.

Осуществление этой идеи дает Польше еще одно преимущество: она превратится в перевалочный пункт транспортировки азербайджанской нефти в Западную Европу. Азербайджан, в свою очередь, надеется благодаря этому проекту расширить торговлю нефтью с центрально- и западноевропейскими странами, и одновременно получить новый маршрут ее транспортировки - в обход России. В настоящее время азербайджанская нефть из Баку по трубопроводу, проходящему через Кавказ, поступает на российское черноморское побережье.

Вопрос о прокладке новой 'нитки' до Плоцка обсуждался в ходе недавнего визита на Украину премьер-министра Польши Марека Белки (Marek Belka). Для работы над проектом создана межправительственная рабочая группа; кроме того, польская и украинская государственные компании 'PERN' и 'Укртранснафта', занимающиеся эксплуатацией трубопроводной сети в своих странах, основали совместную фирму под названием 'Сарматия'. Еще одним преимуществом проекта является его поддержка со стороны Евросоюза, который уже пообещал выделить на его осуществление 2 миллиона евро. Кроме того, работа над проектом позволит Польше укрепить связи с Грузией, Азербайджаном, и Украиной.

Стратегически важный нефтепровод

Несмотря на все вышеуказанные преимущества, говорить об успехе пока преждевременно. Для начала надо преодолеть кое-какие препятствия. Главное из них связано со строительством другого нефтепровода, связывающего Баку - через грузинскую столицу Тбилиси - с портом Джейхан на средиземноморском побережье Турции. Основными участниками азербайджанского нефтяного консорциума являются компании 'British Petroleum' и 'Chevron Texaco': они заинтересованы в том, чтобы нефть по трубопроводу поступала в крупный и безопасный порт, такой как Джейхан. Кроме того, Джейхан в состоянии обслуживать гигантские супертанкеры, которым запрещено проходить через Босфор в Черное море.

Путь от танкера до бензоколонки

Согласно оптимистическим прогнозам, прокладка нового участка нефтепровода - Броды-Плоцк - оправдана с экономической точки зрения в том случае, если в год через него будет перекачиваться не менее 9 миллионов тонн сырой нефти. Его проектная мощность будет составлять 15 миллионов тонн. Это не так уж и много, ведь только для загрузки производственных мощностей Плоцкого нефтеперерабатывающего завода необходимо 13-14 миллионов тонн в год. Авторы проекта нефтепровода Одесса-Плоцк - не наивные оптимисты.

Они понимают, что какое-то количество нефти придется закупать в Казахстане, откуда она по трубопроводной системе будет поступать в Новороссийск, а дальше - перевозиться по морю. Хотя официально новый нефтепровод будет находиться под контролем Польши и Украины, фактически его существующая часть принадлежит компании, где крупным пакетом акций владеет российское государство. В этой связи вряд ли следует строить иллюзии относительно того, что Россия своими руками поможет Польше преодолеть зависимость от ее нефтяных поставок.

Три возможных сценария

Учитывая последнее обстоятельство, вряд ли стоит удивляться, что польские топливные фирмы относятся к проекту трубопровода Одесса-Плоцк без особого энтузиазма. По их мнению, было бы неосмотрительно вступать на 'тропу войны' с российскими поставщиками в условиях, когда поставки нефти из альтернативных источников еще не гарантированы, особенно с учетом того, что аналитики прогнозируют повышение нефтяных цен до 100 долларов за баррель. С другой стороны, по мнению Мацея Герея (Maciej Gierej), бывшего президента компании 'Nafta Polska', а ныне - члена правления 'PKN Orlen', проект нового нефтепровода не следует сбрасывать со счетов. Его осуществление - задача трудная, но выполнимая, утверждает г-н Герей. По его мнению, существуют два сценария дальнейшего развития событий.

Первый из них, наиболее выгодный для Польши, заключается в том, что польский капитал наладит связи с нефтяными компаниями, действующими сегодня в Азербайджане, гарантируя тем самым стабильные поставки прямо 'со скважины'. Второй сценарий предусматривает подписание долгосрочных соглашений о поставках с азербайджанскими нефтяными фирмами. Подобная тактика также может оправдать себя, если азербайджанская сторона даст гарантии бесперебойных поставок по стабильным ценам. В результате Азербайджан обеспечит себе гарантированный рынок сбыта в Центральной Европе, и возможность выхода на другие рынки - за ее пределами.

Однако существует и третий - пессимистический - вариант развития событий, учитывающий не только экономические, но и политические соображения. Если при осуществлении проекта Польша будет руководствоваться прежде всего стремлением укрепить дружбу с другими государствами, она в один прекрасный день может оказаться у разбитого корыта - у нее останется только нефтепровод, по которому нечего перекачивать, и долги на 400 миллионов евро. А такая ситуация может подвергнуть серьезнейшему испытанию даже самую крепкую дружбу.