Когда недавно, во время российско-европейской встречи в верхах, Владимира Путина спросили о поставках вооружений в Китай, он ответил без обиняков: 'Мы исходим из экономических соображений'. Мы продаем Китаю большое количество вооружений. Чем меньше конкурентов на китайском рынке, тем лучше (для Москвы).
Действительно, бизнес оборонной промышленности России с Китаем процветает. Согласно данным стокгольмского Института изучения проблем мира (SIPRI), российские предприятия, начиная с 1992 года, поставили в Китай вооружения на сумму 16,5 миллиарда долларов США - с возрастающей тенденцией. Только в 2004 году в Пекин ушли вооружения на сумму 2,16 миллиардов долларов США - добрая треть всего российского экспорта вооружений.
Москва может быть благодарна за столь масштабный бизнес пониманию Пекином того факта, что Китай в техническом плане своими силами модернизировать свою Народную армию не в состоянии. Однако причиной того, что Москва в закупках Пекином вооружений обеспечила себе нечто вроде монополии, является, прежде всего, эмбарго на поставки вооружений, введенное США и ЕС в 1989 году в отношении Китая после бойни на Тяньаньмынь.
В середине 90 годов вооружающийся Китай договорился с обанкротившейся Россией, которая была рада почти любому бизнесу, лишь бы он приносил в государственную казну доллары.
Москве, разумеется, пришлось отказаться от своей политики, имевшей место в советские времена, когда за границу она отправляла второсортное вооружение, а лучшую технику оставляла себе. С некоторых пор закупки Китая стали столь значительными, что 'русским становится все труднее предлагать Пекину что-то новое', делает вывод американский эксперт по вооружениям Ричард Фишер (Richard Fisher).
Москва поставляет, например, модернизированные боевые самолеты Су-27 и Су-30. Помимо этого - вертолеты и атомные подводные лодки, современные системы обнаружения и компьютеры для авиации. Пекин покупает не только вооружения, но и все больше технологии. Например, китайский авиационный завод в Шеньяне строит по лицензии истребители Су-27. Уже в конце 2002 года российские эксперты пришли в ужас оттого, что качество этих Су-27 оказалось лучше, чем у российских аналогов.
Эксперт Фишер прогнозирует, что уже в 2006 году Китай, будет иметь, предположительно, более 408 самых современных боевых самолетов, в результате чего у него будет большее число боеготовых машин, чем в самой России. Эти самолеты, получающие на вооружение российские ракеты с лазерным наведением, и поступающие самолеты-заправщики, смогут вскоре позволить наносить удары не только по Тайваню, но и по американским базам на японской Окинаве.