Сегодня в России хорошо забытое старое становится новым. По сути, новую ситуацию в нефтегазовом секторе страны можно описать двумя словами: 'господство государства'. От свободного рынка отказались. Так, например, в декабре прошлого года налоговые власти обанкротили крупную нефтяную компанию 'ЮКОС', якобы за неуплату налогов. Правительство продало главный нефтедобывающий актив 'ЮКОСа', 'Юганснефтегаз', государственной 'Роснефти', использовав подставную компанию в качестве посредника. Китайские государственные банки, похоже, профинансировали покупку, предоставив заем на сумму 6 млрд. долларов. В довершение всего 'Роснефть' сейчас находится в процессе слияния с государственным 'Газпромом', крупнейшей газовой компанией мира.
А в середине февраля министр природных ресурсов Юрий Трутнев объявил, что Москва не допустит западные компании к аукционам по распределению лицензий на крупные месторождения.
Таким образом, именно Кремль, а не частный сектор, стал принимать основные решения по лицензированию нефтяных месторождений, определяя местоположение трубопроводов и одобряя добывающие и транспортирующие консорциумы.
Самыми большими проблемами в пост-'Юкосовском' нефтяном секторе стали вмешательство государства, чрезмерное регулирование, нарушение прав собственности и непрозрачные сделки. В дополнение к этому, иностранные инвесторы чувствуют себя нежеланными гостями. Exxon и французская Total недавно объявили о сокращении своего присутствия на нефтяных рынках России, а бегство капитала из страны увеличилось с 2,9 млрд. долларов в 2003 до 9-12 млрд. в прошлом году.
У США есть причины для беспокойства из-за такого поворота событий. И мы не одиноки. Советник Владимира Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов назвал продажу 'Юганска' 'мошенничеством года' и предупредил, что в экономическом плане Россия идет по пути присоединения к третьему миру. За эту откровенность Илларионова понизили, но не уволили. Очевидно, в российской элите существует глубокий раскол по поводу энергетической политики.
Но дело не только в энергетике. Российское правительство в этой сфере использует политику, чтобы вновь стать основным игроком на международной арене.
Государственная 'Газпромнефть' (объединение 'Газпрома' и 'Роснефти') станет крупной международной компанией, по размеру превосходящей венесуэльскую Petroleas de Venezuela и приближающейся к саудовской Aramco (обе являются государственными монополиями). Она станет мощным инструментом внешней политики России в регионе и во всем мире.
Кроме того, Россия хочет играть более вескую роль в СНГ, Европе и Азии. А потому скупает стратегические объекты инфраструктуры, такие, как трубопроводы, НПЗ, электросети и порты, в Грузии, Венгрии и на Украине.
Более того, кое-кто надеется, что российские энергоносители, добавленные к иранским и венесуэльским, смогут обеспечить мировую коалицию с Китаем и мусульманскими странами в противовес гегемонии США. Российские чиновники намекают, что 20% 'Юганскнефтегаза' может быть продано Китаю. Тем временем Москва пытается убедить Японию заплатить огромную сумму - 12 млрд. долларов - за трубопровод до Находки, который может создать конкуренцию за российскую нефть на Дальнем Востоке между Китаем и Японией.
После 11 сентября многие надеялись, что Россия и Евразия станут желанным дополнением, а то и альтернативой ближневосточной нефти. Теперь эта надежда ослабевает. Российская нефть по-прежнему сталкивается с многочисленными реальными вызовами и кроме правительственной национализации. Эти препятствия включают устаревание сети трубопроводов (монополией на которые владеет правительство), а также высокие расходы на добычу и транспортировку.
США и Россия по-прежнему остаются 'энергетически совместимыми' державами. Одна из них импортер, другая - экспортер. Но уменьшение привлекательности инвестиций в энергетический сектор России затормозит экономическое развитие страны. Принимающая решения российская элита раскололась на тех, кто считает кампанию против 'ЮКОСа' неуклюжей операцией, навлекшей неприемлемые убытки, и тех, кто верит, что цель оправдывает средства.
Чтобы побудить россиян вновь открыть нефтяные рынки, Вашингтону следует привязать согласие США на вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) к созданию прозрачных правил и защите национальных американских компаний, вкладывающих деньги в России. Президент Буш также мог бы специально попросить об участи американских компаний строительстве мурманского трубопровода и в проекте по разработке Штокмановского газового месторождения.
Буш может попробовать добиться этих уступок во время поездки в Россию в мае на празднование 60-летия победы союзных войск в Европе. Он должен дать понять, что новый государственный контроль и непрозрачность скрывают коррупцию, а националистские речи маскируют протекционизм, отсталость, жадность и взяточничество. Как кандидат в ВТО и член 'Большой восьмерки', Россия не может себе этого позволить.
Доктор Ариэль Коэн - старший научный сотрудник по российским и евразийским исследованиям Центра внешнеполитических исследования, отделения Института международных исследований Дэвиса при фонде 'Heritage'.
____________________________________________________________
Избранные сочинения Ариэля Коэна на ИноСМИ.Ru
После Масхадова: исламистский терроризм угрожает Северному Кавказу и всей России ("The Heritage Foundation", США)
Ждать больше нельзя ("The Wall Street Journal", США)
Россия переживает кризис ("Front Page Magazine", США)
Встреча с Путиным в Братиславе ("The Washington Times", США)
Как направить украинский корабль к спасительному берегу ("The Heritage Foundation", США)
Протянем Киеву руку помощи ("The Washington Times", США)
Путин: друг или враг? ("Front Page Magazine", США)
У Украины украли выборы ("The Heritage Foundation", США)
В Киеве наступает решающий момент ("The Washington Times", США)
После выборов на Украине притягательная сила России в Евразии может вырасти ("EurasiaNet", США)
Ловкий ход Саудовской Аравии ("Fox News", США)
Террор в Ташкенте ("The Washington Times", США)
Прощание с последним диктатором Европы ("The Washington Times", США)
Наши задачи в Грузии ("The Washington Times", США)
Россию переводят на другой путь? ("The Washington Times", США)
Опасайтесь сближения России и Саудовской Аравии ("The Washington Times", США)
Угрозы интересам безопасности Америки исходят из Евразии ("In The National Interest", США)