Во время своей первой поездки в Восточную Европу в качестве госсекретаря Кондолиза Райс говорила напрямик. По всем затронутым вопросам она была, в зависимости от обстоятельств, то прямолинейной, то жесткой. Когда она говорила о Белоруссии, ее речь была справедливой. В том, что имеет отношение к нефти, а эти вопросы очень широко обсуждались во время ее встречи с российским президентом Владимиром Путиным - заинтересованной.
Что касается Белоруссии, на память приходит, прежде всего, высказывание, сделанное ею во время экзамена при вступлении на должность, который она держала перед конгрессменами в январе. В соответствии с ее анализом, эта страна, расположенная между Польшей, Украиной, и, главное, Россией, должна быть внесена в список 'аванпостов тирании'. И в самом деле, Александр Лукашенко жонглирует Конституцией по своему настроению, а он частенько настроен грубо. Оппозиция и студенты кое-что про это знают.
Усилившись благодаря смене руководства в Грузии и на Украине, противники Лукашенко намерены удвоить пыл в виду предстоящих в следующем году президентских выборов. В их, если можно так выразиться, авантюре Вашингтон им поспособствует. В ходе дискуссий с представителями оппозиции Райс обязалась оказать им поддержку. Каким образом? Предоставив финансовую помощь американским общественным организациям, которые, в частности, поддерживают студенческие организации.
Должно быть, это обещание Райс вызвало раздражение у Путина и у всех автократов, делающих погоду в России. Вот уже несколько дней выкрикивается немало брани, и она тем свирепей, чем менее Кремль чувствует себя в состоянии, по крайней мере, в настоящий момент, приостановить потерю своего влияния в Грузии и на Украине. Новое украинское правительство воспользовалось пребыванием Райс неподалеку, чтобы заявить о договоре аренды, позволяющем российским военно-морским силам использовать инфраструктуру Севастопольского порта. Этот маневр служит подтверждением стремления президента Виктора Ющенко устремлять взор скорее в сторону Европы и НАТО, чем в сторону Москвы.
Кроме этой темы широко были обсуждены вопросы, связанные с нефтью. Откликнувшись на желания, выраженные бонзами отрасли, Райс попросила Путина делать больше. Как? В то время как цены на черное золото достигли пика, России следовало бы сделать как-нибудь так, чтобы основательно увеличить предложение. Таким образом, мир оказался бы в меньшей зависимости от Персидского залива.
Госсекретарь также просит московские власти положить конец политическому непостоянству, которое так характерно для их подхода к нефтяным вопросам. Яснее, включайтесь! Ведь и правда, Путин то охладит, то ошпарит. Сегодня он говорит да участию иностранцев в капитале предприятий, а завтра - нет. Фактически все зависит от капризов олигархов. А Вашингтону и Уолл-Стрит по-прежнему хотелось бы, наверно, чтобы Путин предоставил американцам право приобретать акции предприятий, специализирующихся на нефтеразведке.
В результате этого визита встает вопрос, по-прежнему ли Белый Дом считает Россию 'стратегическим партнером'.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Из-за любви к России Райс была откровенной с Путиным ("The Washington Times", США)
Политика потемкинских деревень в России ("Christian Science Monitor", США)
Острая критика Райс осталась неуслышанной ("Die Zeit", Германия)
В России Райс демонстрирует 'фирменный стиль' ("The Boston Globe", США)
Райс путает 'да' и 'нет' ("Focus", Германия)
США: 'У Путина слишком много власти' ("Die Presse", Австрия)
Никто не слушает лекции Райс ("The Times", Великобритания)
Кондолиза Райс: США не угрожают России ("The New York Times", США)