Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как вести себя с Россией

Редакционный комментарий

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путин вчера ясно дал понять своим слушателем, что российское правительство само знает, как ему быть с "ЮКОСом" и другим представителями крупного бизнеса, со средствами массовой информации, с чеченскими сепаратистами и с руководителями субъектов Федерации

В попытке демократизировать Россию международному сообществу не следует предпринимать слишком резких шагов

Вчерашнее Обращение президента Российской Федерации Владимира Путина к Федеральному Собранию было весьма категоричным. Он заявил, что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой прошлого столетия. Он также выразил убежденность в необходимости своих структурных преобразований, направленных на концентрацию власти в руках Кремля, и предупредил международное сообщество, что Россия будет продвигаться к демократии в собственном темпе и что посторонним поучать ее в этом вопросе не следует.

В Вашингтоне подобное заявление вполне может быть воспринято как попытка осадить Госсекретаря США Кондолизу Райс, которая на прошлой неделе во время своего визита в Москву призвала российское правительство к более активным действиям в области демократизации.

Путин вчера ясно дал понять своим слушателем, что российское правительство само знает, как ему быть с "ЮКОСом" и другим представителями крупного бизнеса, со средствами массовой информации, с чеченскими сепаратистами и с руководителями субъектов Федерации.

Особое беспокойство вызывает та часть Обращения, где Путин говорил о миллионах россиян, оказавшихся отрезанными от своей страны после того, как СССР распался, и на его месте возникло тринадцать независимых республик. Аудитория - не только присутствовавшие в зале депутаты парламента, но и все те, кто следил за выступлением по телевизору - могла подумать, что президент считает такую ситуацию ненормальной и намерен со временем ее исправить. Этим комментариям вряд ли обрадуются на самостийной Украине, с ее новым руководством, пытающимся вести независимую от Кремля политику, и с большим числом русскоязычных жителей. Во всех бывших советских республиках, где живет много этнических русских, такое заявление может быть воспринято как зловещее.

Россиян, однако, такой жесткий президент вполне устраивает. В прошлом году его переизбрали на второй срок. Следующие президентские выборы должны состояться через три года. Согласно действующей Конституции баллотироваться на третий срок Путин права не имеет. Однако он может воспользоваться поддержкой большинства депутатов Госдумы и провести через парламент поправки, которые позволят ему снова выставить свою кандидатуру на выборах. Пресса вряд ли взбунтуется. Хотя в адрес Кремля и раздавалась критика в связи с цензурой СМИ во время прошлогодней избирательной кампании, у иностранных наблюдателей нет доказательств того, что итоги голосования были сфальсифицированы.

Пока позиции Путина кажутся неприступными. Российский народ терпелив, но все же рано или поздно он напомнит президенту о невыполненных обещаниях выиграть чеченскую войну, улучшить материальное положение пенсионеров, покончить с коррупцией и взяточничеством и ускорить экономический рост. Недавно по стране прокатилась волна протестов недовольных политикой правительства пенсионеров и студентов. Но в попытке демократизировать Россию международному сообществу не следует предпринимать слишком резких шагов. Если Европа и Америка будут осаждать администрацию Путина критикой, Россия может замкнуться в себе. Хотя, возможно, Вашингтону это и на руку, ведь тогда Соединенным Штатам не придется ни с кем соперничать за влияние на Ближнем Востоке и в других регионах мира.