Президент России Владимир Путин советует арабам и всем мусульманам лучше ознакомиться с 'реалиями в Чечне и России в целом' - тогда у них сформируется более благожелательное мнение о России. В интервью газете 'Al Ahram' накануне своего этапного визита на Ближний Восток, Путин высказался за установление 'прямого контакта' с арабо-мусульманскими миром. Несомненно, российский лидер прав, настаивая, что арабам и мусульманам следует сначала попытаться лучше узнать и понять 'реалии в Чечне и России', а потом уже высказывать суждения о стране, которой он руководит. Однако восприятие событий в России и Чечне арабо-мусульманскими миром связано не с незнанием обстановки. Скорее оно основывается на информации и сообщениях независимых международных структур и организаций, чьи штаб-квартиры находятся на Западе. Вряд ли можно сказать, что эти организации контролируются мусульманами.
Чеченский вопрос вызывает гневную реакцию мусульманской общественности, поскольку уважаемые правозащитные организации - например, 'Amnesty International' и 'Human Rights Watch' - неоднократно привлекали внимание всего мира к ужасающим репрессиям и вопиющим нарушениям прав человека, совершаемым российскими войсками в Чечне.
Сегодня, когда начинается его визит на Ближний Восток - где лидеры СССР и России не бывали уже 40 лет - Путин должен понять, что Россия не сможет восстановить отношения с исламским миром, если не развеет существующее там беспокойство относительно событий в Чечне. Еще недавно бывший СССР пользовался в этом регионе огромным уважением благодаря своей поддержке борьбы палестинцев. Когда, после арабо-израильской войны 1967 г., Москва разорвала дипломатические отношения с Тель-Авивом, этот шаг нашел отклик в сердцах многих людей в арабо-мусульманском мире.
Немало арабских лидеров - от Насера в Египте, Хафеза Асада в Сирии и Каддафи в Ливии до Саддама в Ираке - считали Советский Союз своим другом, который способен помочь им в борьбе против махинаций дяди Сэма. Однако Москва 'промотала' этот гигантский капитал доброй воли - сначала в Афганистане, а потом в Чечне.
Тот факт, что Египет - в свое время его связывала с Москвой близкая дружба - сегодня является одним из главных союзников Вашингтона, только подчеркивает печальную истину: у России на Ближнем Востоке осталось совсем немного друзей.
Сегодня, когда Россия выходит из добровольной изоляции и пытается, как и прежде, играть в международной политике более активную роль, путинское 'мирное наступление' явно призвано исправить сложившуюся ситуацию. Россия действительно в состоянии снова приобрести большое влияние в регионе - даже несмотря на утрату статуса сверхдержавы. Она способна даже сыграть роль противовеса постоянно растущему имперскому влиянию Америки на Ближнем Востоке. Будучи одним из участников так называемой 'четверки' по ближневосточному урегулированию, она может более эффективно участвовать в усилиях по разрешению израильско-палестинского конфликта.
Все это, однако, зависит от того, каким образом Москва решит чеченскую проблему - с помощью танков на улицах Грозного или протянув оливковую ветвь свободолюбивым чеченцам.
________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Двусмысленность Путина ("Le Figaro", Франция)
Что нужно Путину? ("The Jerusalem Post", Израиль)
Россия-Израиль: Трудное сближение ("Berliner Zeitung", Германия)
Исторический визит ("Haaretz", Израиль)