Считаете ли Вы, что подписанный в 2003 г. базовый Договор положительно отразился на отношениях Румынии и Российской Федерации? Не могли бы Вы кратко прокомментировать значение этого Договора.
- Подписание Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве стало важным позитивным событием в российско-румынских отношениях. Это - взвешенный, отвечающий потребностям России и Румынии документ, заложивший солидную основу для предсказуемого, стабильного взаимодействия наших государств, развития ориентированных на долговременную перспективу отношений.
Обозначенные в базовом Договоре направления российско-румынского сотрудничества полностью отвечают стремлению обеих стран к созданию более развитой и эффективной системы двусторонних отношений, к полноценному участию в происходящих в Европе и в мире интеграционных процессах. Теперь нашей задачей является более активное наполнение двусторонних отношений конкретным содержанием, работа по развитию российско-румынского взаимодействия на ряде важных направлений. Договор, наряду с правовыми рамками определяет такие сферы совместной деятельности, как энергетика, транспорт, охрана окружающей среды, обеспечение прав русского и румынского меньшинств, проживающих на территориях наших стран, другие области, представляющие взаимный интерес.
Уже сегодня в отношениях России и Румынии происходят позитивные перемены - ускорилось развитие экономических отношений, более интенсивными стали политические контакты. Вместе с тем, руководители обеих наших стран разделяют убеждение, что потенциал развития сотрудничества России и Румынии задействован далеко не полностью. Не во всем удовлетворяет пас характер экономических связей. Лишь на начальном этапе находится развитие взаимодействия между российскими и румынскими регионами, Далеко не полностью используется потенциал культурных обменов, сотрудничества в сфере образования, развития туризма. Так что основная работа по реализации положений базового Договора еще впереди.
Считаете ли вы, что визит Президента Т.Бэсеску и его переговоры с Президентом В.В.Путиным являются важным моментом двусторонних отношений?
- Важнейший итог визита в Москву - установление рабочих контактов, начало обсуждения широкого круга вопросов между российским руководством и новыми румынскими властями. Центральным событием визита стали переговоры Т.Бэсеску с Президентом России В.В.Путиным. В ходе встреч глав государств состоялась сверка позиций двух стран по самому широкому кругу вопросов - развитие экономических связей, совместное противодействие новым вызовам, и угрозам, проблемы европейской безопасности, региональное сотрудничество, приднестровское урегулирование, активизация взаимодействия между местными властями двух стран, расширение связей в сфере культуры, образования, туризма. Важно, что был подтвержден настрой обеих сторон на динамичное развитие сотрудничества, поддержание и расширение заинтересованного, основанного на взаимном уважении диалога по затрагивающим интересы наших стран вопросам мировой и региональной политики.
Как известно, глава румынского государства также встретился с премьер-министром России М.Е.Фрадковым. В рамках визита состоялась беседа и обмен мнениями министров иностранных дел, заинтересованный разговор представителей румынского делового сообщества, сопровождавших Президента Румынии Т.Бэсеску, с российскими коллегами. Можно с уверенностью говорить, что знакомство глав государств России и Румынии дополняется и расширяется контактами на других уровнях. И это позволяет активнее задействовать имеющиеся возможности взаимовыгодного сотрудничества и искать новые.
Считаете ли Вы, что Румыния могла бы наряду с другими государствами играть роль в урегулировании приднестровского конфликта? Каким бы мог быть вклад Румынии?
- Россия открыта для поиска путей решения приднестровской проблемы вместе со своими партнерами на международной арене, включая Румынию, Совместно с ОБСЕ и Украиной мы прилагаем настойчивые усилия по содействию нормализации обстановки вокруг Приднестровья путем скорейшего возобновления диалога между Кишиневом и Тирасполем. Убежден, что предложения и рекомендации, сделанные Россией и другими международными посредниками, - реальный ключ к урегулированию. Имеющийся пятисторонний переговорный формат принят обеими сторонами. Реальным содействием усилиям посредников могла бы стать поддержка членами ОБСЕ, другими государствам мира тех принципов, которые помогут нацелить Кишинев и Тирасполь на достижение реальных результатов.
Международным отношениям в бассейне Черного моря в румынской внешней политике отводится особая роль. В Москве было уделено внимание таким проблемам как торговля орудием, людьми, контрабанда наркотиков. Может, ли эта тематика получить дальнейшее развитие?
- Причерноморье - это регион, где у России и Румынии имеются значительные общие интересы, объединяющие наши страны, создающие благоприятные возможности для налаживания сотрудничества на благо обоих народов. Важное значение, разумеется, имеют и проблемы борьбы с терроризмом, организованной преступностью, различного рода незаконной деятельностью. Здесь у нас имеется 'неплохой задел в плане двустороннего сотрудничества действуют соглашения о сотрудничестве по линии министерств внутренних дел и юстиции, о взаимодействии по пограничным вопросам, ряд других документов, касающихся правоохранительной сферы, находится в стадии подготовки.
Россия выступает за дальнейшее развитие сотрудничества в сфере обеспечения безопасности в Причерноморье как на двусторонней основе, так и в рамках имеющихся региональных структур. Помимо этого и российская, и румынская сторона выступают за активизацию, придание большей эффективности многостороннему сотрудничеству причерноморских государств в таких областях как транспорт, связь, энергетика, туризм, охрана окружающей среды, преодоление последствий чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение безопасности и противодействие новым вызовам и угрозам.
В регионе созданы отвечающие этим целям и задачам международные структуры - Организация черноморского экономического сотрудничества, военно-морская группа оперативного взаимодействия 'Блэксифор', Россия и Румыния разделяют мнение о необходимости эффективного использования этих структур ради обеспечения интересов причерноморских государств, их дальнейшего укрепления и развития, Надеюсь, что общими усилиями мы сможем обеспечить поддержание в Черноморском регионе климата доверия и стабильности, необходимых для решения этих задач.
Приближается 60-летие окончания Второй мировой войны в Европе. Какое значение сейчас имеет это событие для российско-румынских, отношений?
- День Победы в Великой Отечественной войне - священный для нашего народа праздник. Россия уделяет особое внимание тому, чтобы достойно отметить эту дату, подчеркнуть историческое значение освобождения народов Европы от нацизма. В прошлом году в Румынии широко, на национальном уровне отмечалось 60-летие событий августа 1944 г., когда страна присоединилась к антигитлеровской коалиции. 9 мая с.г. в Москве с участием глав государств и правительств многих стран мира будут проведены памятные мероприятия, посвященные 60-летию Победы. Приглашен и подтвердил свое участие в этих торжествах и президент Румынии Т.Бэсеску. Думаю, что это знаменательное событие должно стать поводом вспомнить об объединяющих нас ценностях, послужить делу сближения наших народов.
Хотел бы отметить в этой связи, что на заключительном этапе 2-й мировой войны воины наши страны совместно боролись с врагом. Десятки тысяч российских бойцов погибли в боях за освобождение Добруджи, Трансильвании, Молдовы, Баната, о чем свидетельствуют расположенные в этих регионах 160 наших воинских захоронений. Ежегодно Посольство расходует немалые средства на приведение их в должный порядок. Это наша общая боль и гордость, и мы не должны забывать их подвига.
Как Вы оцениваете нынешнее состояние и перспективы развития экономического сотрудничества между Россией и Румынией?
- Торговля между нашими странами имеет позитивную динамику, свидетельствующую о наличии значительного потенциала. В 2004 г. объем товарооборота вырос на 13% и достиг 2,35 млрд. долларов. Россия является важным внешнеторговым партнером Румынии. Однако структура торгово-экономических связей нуждается в серьезном совершенствовании. Российский экспорт в Румынию; имеет преимущественно сырьевую направленность - около 90% его объема приходится на нефть, газ и уголь. Конечно, мы намерены развивать и эту составляющую наших экономических отношений - Румыния заинтересована в поставках энергоносителей, особенно природного газа, и российские компании готовы развивать проекты в этой сфере. Но необходима и диверсификация наших экономических связей, придание им большей сбалансированности.
Для румынской стороны серьезной проблемой является значительный дисбаланс в торговле с Россией - в 2004 г, стоимость российского экспорта в Румынию превысила 2,2 млрд. долларов, в то время как румынской продукции в Россию было импортировано только на. 121 млн. долларов, У Румынии есть товары пользующиеся популярностью у российских потребителей. Однако в последние 15 лет она почти полностью утратила позиции на российском рынке, и теперь от румынских фирм требуется очень серьезная и напряженная работа для их восстановления в условиях жесткой конкуренции.
Очевидно, больше внимания следует обращать на румынский рынок и российскому деловому сообществу. Экономика Румынии развивается динамично, а предстоящее в 2007 г. вступление страны в ЕС открывает перспективы выхода на европейский рынок. Тем более, что уже имеется положительный опыт работы здесь крупных российских инвесторов. В Румынии успешно действуют такие компании, как 'Лукойл', 'Газпром', 'Стальная группа Мечел', Трубная металлургическая компания (ТМК) и др. Вкладываются большие средства в модернизацию приватизированных предприятий, в румынский бюджет идут значительные отчисления, создаются новые рабочие места. Уверен, что дальнейшее развитие инвестиционной деятельности, взаимный поиск новых возможностей на рынках Румынии и, соответственно, России должны придать нашему экономическому сотрудничеству более современное качество, вывести его на уровень, реально отвечающий потенциалу наших стран.
Александр Толкач - посол РФ в Румынии