Несомненно, Соединенные Штаты осуществляют - и довольно успешно - стратегию 'окружения' России. Однако реальный объект этой стратегии находится за пределами России, а точнее, к югу от нее - это Ближний Восток. Европейское турне президента Джорджа У. Буша стало демонстрацией его идеологических, а также геополитических амбиций. На прошлой неделе, находясь в Латвии, президент порадовал американских консерваторов, осудив Ялтинские соглашения 1945 г., в рамках которых США фактически признали послевоенный раздел Европы на капиталистический и коммунистический 'лагеря'.
Конечно, в Ялте Рузвельт в первую очередь смирился с реалиями сложившейся обстановки: на тот момент Красная Армия уже контролировала большую часть Восточной Европы. Что он еще мог сделать? Начать новую войну? Но правые, естественно, осуждали Ялту как 'продажу' региона Сталину.
Сегодня Ялтинские соглашения фактически мертвы; сделка, заключенная в 1945 г. рухнула вместе с Берлинской стеной и самим Советским Союзом. 'Плененные' страны Восточной Европы вновь обрели свободу. Поэтому тот факт, что 7 мая Буш вновь поднял вопрос о Ялтинских соглашениях - он назвал их 'несправедливыми' и даже приравнял к нацистско-советскому пакту 1939 г., который спровоцировал вторую мировую войну - явно свидетельствует о его стремлении укрепить свою популярность у американских консерваторов и народов, ранее входивших в состав СССР.
Кроме того, Буш побывал в бывшей советской республике Грузии - другом новом государстве, образовавшемся на границах России - и пропел там еще одну 'оду' демократии. Демократов всего мира его слова глубоко тронули.
Интересно другое: находясь в Москве и встречаясь с российским президентом Владимиром Путиным, Буш не слишком распространялся на эту тему. Путин - антидемократ и неосталинист; он открыто сожалеет о крушении советской империи. Так что если бы Буш стремился к последовательному осуществлению своей 'наступательной стратегии распространения демократии', он не нашел бы лучшего места, чем мрачное сердце Кремля, чтобы заявить о наступлении 'века свободы'.
Однако его цель состоит не в том, чтобы преобразовать Россию. Россияне не слишком желают такого преобразования; кроме того, страна обладают арсеналом в 22000 ядерных боеприпасов. Вместо этого Буш стремится нейтрализовать Россию, воплощая реальный план Вашингтона - лишить ее статуса господствующей державы в Евразии. Родоначальником этого плана является даже не Буш: еще клинтоновская администрация осуществила расширение НАТО - военно-политического альянса, возглавляемого США - до самых западных границ России.
Однако сегодня администрация Буша, мыслящая еще масштабнее, активно стремится к заключению военных альянсов и со странами, расположенными вдоль южных границ России. Одной из таких стран является Грузия, но в американскую орбиту втягиваются и другие республики бывшего СССР, например Украина, Узбекистан и Кыргызстан. И пока Путин - правящий страной, которую, судя по всему, поразили смертельные недуги коррупции, алкоголизма и низкой рождаемости - готов терпеть проникновение Америки в российское 'ближнее зарубежье', США, в свою очередь, готовы оставить его в покое. Он может без помех насаждать тиранию в собственных владениях, съеживающихся как шагреневая кожа.
Но если Соединенные Штаты не стремятся к 'смене режима' в Москве, почему Дядя Сэм так заинтересован в военном присутствии по всей Евразии? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно взглянуть на карту. От 'новой Европы' до Центральной Азии и Пакистана США создают 'силовую дугу' нависающую над Ближним Востоком, с конечной целью полного окружения региона. Реальная цель американской внешней политики в 21 веке состоит в превращении, теми или иными средствами, арабских стран и Ирана в зависимые государства наподобие Ирака и Афганистана. Потребности борьбы с терроризмом и контроля за нефтяными ресурсами, а также собственная неоконсервативная идеология побуждают США создавать потенциал для интервенции превосходящими силами в любую страну региона.
Тесно сотрудничая с Израилем, США надеются привлечь на свою сторону и другие страны. Одним из таких потенциальных союзников является Индия, которая давно уже с опасением относится к исламу. Страны Черной Африки также не желают воцарения исламизма в соседних странах: в последнее время его распространением занимается жестокий тоталитарный режим Судана.
Пока Путин ведет себя прилично, Россия для США играет второстепенную роль. В перекрестье американского прицела оказался Ближний Восток - именно в этом регионе Соединенные Штаты намерены добиваться преобразований, причем любыми необходимыми средствами.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
'Пути-Пут' и Ближний Восток ("The American Spectator", США)