Государства ГУАМ предлагают себя на роль нового властного фактора на постсоветском пространстве - США выступают в качестве их наставника.
За несколько дней до торжеств 9 мая Путин в своем Послании к Федеральному Собранию пришел к выводу, что распад Советского Союза является 'крупнейшей геополитической катастрофой 20 столетия'. Столь резкой оценки из уст российского президента до сих пор еще никогда не слышали. Каким бы ни был мотив, чтобы сформулировать ее именно в данный момент - формулировка, использованная Путиным, без всяких прикрас отражает, насколько подорванными оказались всего за несколько лет стратегические позиции России на постсоветском пространстве. После перелома на Украине, в Грузии и Киргизии государственный секретарь США Райс (Rice) открыто призвала во время своего визита в Литву белорусов взбунтоваться по киевскому сценарию против главы государства Лукашенко. При этом она не могла не понимать, что переворот в Минске затронет российские интересы, по меньшей мере, в той же степени, что и случившееся с кандидатом в президенты Виктором Януковичем, приведшее к закату эры Кучмы на Украине.
В этом плане заслуживает также внимания встреча в верхах так называемых государств ГУАМ, состоявшаяся в Кишиневе за несколько дней до торжеств в Москве. Там все же было принято решение отнестись к отделению от СНГ (Содружество независимых государств, в которое формально входят все постсоветские государства, кроме Литвы, Латвии и Эстонии),что имело, скорее второстепенное значение, так, чтобы в будущем иметь возможность более решительно отстаивать интересы своих членов в отношениях с Москвой. В 1996-1997 годах, в момент создания, в ГУАМ входили Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия, в 1999 году к ним номинально присоединился Узбекистан. Свое название союз получил по первым буквам названий входивших в него государств. ГУАМ, позднее ГУУАМ, в первую очередь, обеспечил транспортный коридор для азербайджанской нефти и участие в этом бизнесе своих членов. В Кишиневе, кстати, общей целью была объявлена 'борьба с сепаратизмом, поддерживаемым Россией'. С той поры, как к власти в Киеве пришел Виктор Ющенко, появилась идея заменить российские миротворческие войска в Грузии украинскими соединениями и, таким образом, сменить Россию как страну, определяющую ситуацию на Кавказе. Кажется сомнительным, чтобы таким образом удалось добиться стабилизации в регионе. Президент Грузии Саакашвили после подобной рокировки может воспринять ее как поощрение для более агрессивных, чем в настоящее время, действий в рамках конфликта с отколовшимися регионами, Южной Осетией и Абхазией.
Поучительной встреча в верхах в Кишиневе была и по той причине, что на нее были приглашены иностранные гости, такие, как глава Румынии Траян Бэсеску (Trajan Basescu), президент Литвы Валдас Адамкус (Valdas Adamkus), генеральный директор ОБСЕ Кубис (Kubis). Помимо этого на нее прибыла официальная делегация наблюдателей из Вашингтона. Было также предложено переименовать альянс, чтобы сделать его открытым для тех, кто в будущем может им заинтересоваться. Приводят слова грузина Михаила Саакашвили: 'Мы победили наших врагов в Грузии, на Украине и в Киргизии. И в нашем списке есть еще одна страна'. Не нужно было обладать особой сообразительностью, чтобы догадаться, что в виду имеется Белоруссия. - Не Узбекистан, которому спустя несколько дней после саммита в Кишиневе пришлось иметь дело с восстанием в Андижане, и который незадолго до этого вышел и союза государств, не в последнюю очередь, по причине своей лояльности к Москве.
Даже если антироссийская тональность в Кишиневе и не нашла своего явного выражения, было невозможно не заметить вновь обретенную уверенность союза государств, настойчиво выступающего в роли противовеса СНГ, которое стремится сохранить статус-кво и ориентируется на руководящую роль России. 'Новый ГУАМ' станет, по словам Саакашвили, 'организацией демократических стран на территории бывшего Советского Союза'.
Эта формулировка была почти дословно использована во время выступлений Кондолизы Райс и Джорджа Буша (George W. Bush) в Литве перед торжествами 9 мая. Только тот, кто будет придерживаться западных мерок демократизации, будет принят на Западе, - такова суть их обращения. Тот, кто при этом будет вынужден пойти на разногласия с Москвой, может рассчитывать на поддержку Америки, - такой можно было сделать вывод, который не прозвучал вслух.
Политика США, как и прежде, сколько бы не заверяли в обратном, направлена на локализацию России. Ряд цветочных и цветных революций, начиная с Азербайджана, Грузии и кончая Украиной, отправка 'западных наблюдателей за выборами' в Киргизию, как и появление военных баз США в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Грузии, а с недавнего времени и в Азербайджане свидетельствует о том, насколько целенаправленны при этом предпринимаемые шаги. Джордж Буш, выступая на следующий день после визита в Москву 9 мая в Тбилиси, в очередной раз не оставил никаких сомнений, что США не только сохранят свое присутствие в Средней Азии и на Кавказе - на юго-восточном фланге России, - но и расширят его. В результате пополнится дуга проамериканских государств, берущая свое начало на севере в лице прибалтийских республик. Следующие шаги, направленные на то, чтобы заполнить пустующие места на этой дуге, - под прикрытием политической поддержки государств ГУАМ - подключение к ней Белоруссии, Калининграда и, возможно, Узбекистана.