Вчера в азербайджанской столице Баку в присутствии видных зарубежных представителей, в том числе президентов Грузии, Казахстана и Турции, а также министра энергетики США, был открыт нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Группу операторов нефтепровода возглавляет британский нефтяной гигант концерн ВР. Строительство нефтепровода, осуществлявшееся при масштабной американской финансовой поддержке, имеет большое геополитическое значение. Дело в том, что впервые нефть из среднеазиатских добывающих стран можно перекачивать, минуя Россию. Из этого вытекает драматическое ослабление российских позиций в зоне ее традиционного влияния.
Открытие нефтепровода происходило в условиях взрывоопасной внутриполитической ситуации. Азербайджан захлестнула волна протестов, в которой можно заметить образчик 'цветной революции'. Демонстранты, судя по всему, хорошо понимают, где решается вопрос о легитимности 'демократических переворотов' в постсоветских республиках. В прошедшую субботу их колонна пришла к посольству США, где они верноподданически искали помощи у американцев. Но пока неясно, как поведут себя США в этом конфликте. Как в странах, где они сказали свое слово не в пользу режимов, оказавшихся в трудной ситуации, или же, как в Узбекистане, где этого они не сделали.
Антидемократический режим Алиева в Баку старается обслуживать интересы США в регионе ничуть не меньше, чем диктатура Каримова в Узбекистане. С этой точки зрения потребность американцев в кардинальном изменении ситуации в Азербайджане ограничивается определенными рамками. Но ведь и Эдуард Шеварднадзе в Грузии тоже считался ближайшим союзником Вашингтона, что, однако, не застраховало его от появления Саакашвили, сотрудничающего с США еще более тесно. При этом администрация Буша (Bush) всегда предпочитала иметь проамериканский режим в Азербайджане, опирающийся на миф о 'мирной, демократической революции'. Поэтому посол США в Баку Рино Харниш (Rino Hamish) уже встречался с ведущими оппозиционными политиками. При этом речь шла, прежде всего, о единых действиях противников режима на предстоящих в ноябре парламентских выборах.
Оппозицию представляют в основном три силы: Партия Мусават, имеющая свои корни в антисоветском национализме времен российской гражданской войны; Народный фронт, развернувший свою деятельность во время горбачевской перестройки как 'Движение за независимость'; и, наконец, не обремененная историей 'Демократическая партия'. Народный фронт сформировал первое постсовесткое правительство и при этом совершенно не справился со своими задачами в организационном и интеллектуальном плане. Страна после поражения в войне против Армении дрейфовала постепенно к гражданской войне. До тех пор, пока из 'ссылки' из азербайджанского анклава Нахичевань, расположенного между Арменией и Турцией, не вернулся Гейдар Алиев, прежний партийный руководитель советской республики и член Политбюро ЦК КПСС, чтобы навести в Баку снова порядок. При этом его поддержало большинство соотечественников. Он вывел закавказскую республику на западный курс, который считает необходимым проводить и его преемник, сын Ильхам Алиев. Однако отец и сын всегда обращали внимание на то, чтобы не выступать с открытых антироссийских позиций.
США в связи со строительством нефтепровода усилили давление на Баку с тем, чтобы получить разрешение на создание американских военных баз для 'защиты нефтепровода'. Если Азербайджан уступит, то это испортит отношения не только с Москвой, но и с Тегераном, а треть азербайджанцев проживает на иранской территории. Уже сегодня в азербайджанские спецслужбы проникло немало американцев. Новый уровень сотрудничества Баку с Вашингтоном приводит к оживлению среди людей Буша. Они задаются вопросом, а стоит ли им брать риск предсказуемой смены власти в Азербайджане в связи с отсутствием квалифицированной оппозиционной элиты и популярных 'народных вождей' полностью на себя? Или же лучше отказаться от 'распространения демократии' в Азербайджане?