Из последнего доклада правозащитной организации "Amnesty International" о нарушениях прав человека в мире совершенно очевидным становится то, что с террором нельзя бороться террором. В докладе отмечается, что, несмотря на жесткие действия США в Афганистане и Ираке и жесткие действия России в Чечне, вооруженные группы продолжают совершать ужасные акты насилия. Более того, несправедливость, присущая жестоким ответам на их действия, скорее закаляет террористов, чем ослабляет их.
Судя по всему, у тех, кто санкционирует применение пыток, заключение в тюрьму без суда и массовые жестокие меры против сообществ, в которых могут укрываться террористы, отсутствует понятие пропорциональности. Чем более опасной кажется террористическая группа, тем с большей готовностью мировые лидеры отступают от принципа главенства закона и отказываются от моральных принципов. Возможно, словосочетание "контртеррористические меры" позволяет им верить в то, что они могут отвечать злом на зло.
"Amnesty International" отмечает, что из-за того, что администрация Буша открыто поддерживает применение пыток (хотя она и заявляет, что это не так), а также применение насилия против подозреваемых и сообществ, в которых могут скрываться террористы, другие государства, которые, возможно, и без этого всегда были менее щепетильными, воспринимают подход Белого дома как зеленый свет для совершения подобных прискорбных действий. Таким образом, американцы изменили своему делу. Права человека существуют только для тех, кого они считают друзьями и союзниками. У врагов прав нет. Возможно, если развить эту ужасную мысль, для американцев враг-террорист вообще не является человеком. Хотя именно американцы первыми на Нюрнбергском процессе после второй мировой войны осудили способность нацистов не считать своих еврейских, цыганских и славянских жертв людьми и обращаться с ними с бесчеловечной жестокостью.
"Amnesty International" хочет, чтобы потускневшее понятие прав человека было подвергнуто серьезному пересмотру, и хочет, чтобы Организация Объединенных Наций подтвердила, что она является основой всеобщей безопасности, а не помехой на пути ее достижения. Инициатива, однако, должна исходить от американцев. Президента Буша необходимо убедить в опасности и недальновидности его точки зрения и в том, что в моменты особой злобы люди могут выходить за пределы гуманности и морали, не говоря уже о соблюдении принципа главенства закона, который, как полагают Соединенные Штаты, был сформирован именно в их стране.
В вопросе прав человека нет места прагматизму. Они являются абсолютной величиной. Они или есть, или их нет. Пытаясь делать вид, что это не так, самая влиятельная мировая держава задает тон на данном неприятном историческом этапе для всего мира. Власти будут убивать, мучить и пытать своих оппонентов, не опасаясь возмездия или международных протестов. Вашингтон, конечно, будет ворчать, однако никто не будет верить, что он действительно сердится. Здесь есть определенная ирония: террористы стремятся уничтожить общества, стоящие у них на пути. Для этого они прибегают к любым мерам. А когда общество отвечает той же монетой и отказывается от основополагающих ценностей, оно не побеждает террористов. Оно наносит поражение самому себе.