Всякий раз, когда мировые СМИ в один голос начинают усиленно раздувать какое-то событие, сразу понимаешь: это неспроста. Хотя вопрос о том, что именно произошло в узбекском городе Андижане 13 мая, до сих пор вызывает споры, в информационных сообщениях эти события преподносятся так, будто все факты уже установлены и сомнений не вызывают. Если они и упоминают об официальной версии узбекских властей - которая, естественно, полностью расходится с их собственной - то лишь для того, чтобы высмеять ее и заклеймить как лживую. Столь же единое - и, на мой взгляд, неверное - мнение сложилось с СМИ и о характере отношений между Ташкентом и Вашингтоном.
Официальная версия
Официальная версия Ташкента изложена в двух заявлениях - одно из них сделал генеральный прокурор Узбекистана Рашид Кадыров на пресс-конференции в узбекской столице 17 мая 2005 г., а другое - сам президент Каримов на пресс-конференции 14 мая 2005 г. Президент и генеральный прокурор объяснили, что в ночь с 12 на 13 мая в Андижане группа из примерно 30 мятежников, вооруженных пистолетами и автоматами, напала на дежурную часть милиции, застрелив четверых сотрудников, а затем на воинскую часть - при этом было убито пять человек. Они захватили оружие и грузовик. Позднее на этом грузовике они протаранили ворота местного СИЗО, взяли его штурмом и освободили около 600 заключенных. После этого группа приступила к грабежам, захватила здания местного управления внутренних дел, областной администрации и службы безопасности. Около 20 человек были взяты в заложники. Затем мятежники собрали своих сторонников: последние, в количестве примерно 300 человек, окружили захваченные здания 'живым щитом'.
Беспорядки усиливались: мятежники заблокировали дороги подожженными автомобилями и разместили снайперов на крышах близлежащих домов. Тем не менее, до 6 вечера власти не предпринимали активных действий, чтобы не допустить эскалации насилия и дать время министру внутренних дел и местным чиновникам для переговоров с мятежниками. Президент утверждал, что предложил мятежникам амнистию и возможность беспрепятственно покинуть страну. Последние поначалу требовали освободить шесть заключенных, но в дальнейшем изменили свою позицию, требуя уже освобождения всех заключенных в стране. На это власти не пошли, утверждая, что подобные уступки могли лишь ухудшить ситуацию по всему Узбекистану, и опасаясь массовых захватов заложников по образцу Беслана. Когда примерно в 7:30 вечера правительственные войска перешли в контрнаступление, мятежники попытались прорваться из окружения. Именно в этот момент началась перестрелка с жертвами с обеих сторон. По словам властей, общее число погибших составило 169 человек, среди которых было 32 военнослужащих и милиционера.
Версия мировых СМИ
Мировые СМИ преподнесли эти события как хладнокровное убийство 500 или более мирных демонстрантов. Подобная версия выглядит маловероятной, но она отлично вписывается в распространенный миф о том, что недемократические режимы поддерживают свою власть исключительно силовыми методами.
Эти нападки на Узбекистан и президента Каримова последовали после длительной 'артподготовки': уже год пресса в один голос преподносит общественности ситуацию в Узбекистане исключительно в негативном ключе. В адрес узбекских властей неоднократно звучали обвинения в применении пыток, правда, не подкрепленные фактами: многочисленные утверждения об истязаниях и убийствах людей в тюрьмах тиражируются, несмотря на то, что иностранные патологоанатомы, обследовавшие погибших, пришли к выводу, что подобные обвинения необоснованны.
Один из самых отвратительных эпизодов этой пропаганды зверств связан с сообщениями о том, будто двух заключенных-исламистов сварили живьем. Никаких доказательств этому нет, кроме заявлений британцев, видевших тела погибших на фото. Узбекские власти настаивают, что заключенных убили сокамерники - в драке вылили на них самовар с кипятком. Но журналисты и пристрастные аналитики, как всегда, слишком жаждут пересказать красивую небылицу, чтобы беспокоиться о том, подтверждается ли она фактами.
Кому нравится 'принцип домино'?
Результатом этих заявлений стало привлечение обозревателей, выступавших против войны в Ираке, к поддержке последнего проявления 'воли народа' на территории бывшего СССР. Подобная позиция столь же парадоксальна, как и поддержка обозревателями-консерваторами самого принципа 'воли народов'. В марте этого года, когда был свергнут президент соседнего Кыргызстана Аскар Акаев, 'Financial Times', 'Daily Telegraph' и другие издания восторгались сценами, напоминавшими по их собственным словам, кадры пропагандистских фильмов Сергея Эйзенштейна о большевистской революции.
Судя по всему, 'революционная' идеология настолько пропитала оба полюса политического спектра, что - когда речь идет о странах Третьего мира - само понятие 'законной государственной власти' практически исчезло из их лексикона. Однако ненависть противников войны в Ираке к Узбекистану и Каримову выглядит особенно наивной, если учесть тот факт, что там действовали те же западные структуры и неправительственные организации, финансируемые Западом, что стояли за недавними 'революциями' в Грузии, на Украине и в Кыргызстане.
Эти люди утверждают, что Каримов - марионетка США, поскольку в 2001 г. он уступил мощному давлению Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld), и разрешил США создать на территории страны военную базу. В качестве следующего шага, они используют зверства, якобы совершаемые узбекским режимом, в качестве дубинки против Джорджа У. Буша, говоря о том, что в 'войне с террором' он придерживается политики 'двойных стандартов'. Однако, при ближайшем рассмотрении, признаки этой предполагаемой поддержки Каримова со стороны США обнаружить довольно трудно. Так, несостоятельные утверждения о применении пыток в Узбекистане размещаются на вебсайте американского посольства в Ташкенте.
Одновременно стандартная обойма 'тихих американцев' активно нападает на узбекский режим изнутри: Роберт Фридман (Robert Freedman), высокопоставленный сотрудник ташкентского отделения организации 'Freedom House' (пост ее президента занимает Джеймс Вулси (James Woolsey), бывший директор ЦРУ) - отставной американский дипломат, чьей последней страной пребывания была Украина, где сам 'Freedom House' был одной из главных движущих сил за кулисами 'оранжевой революции'.
Кроме того, те же самые американские 'правозащитные организации', что поддерживают линию Госдепартамента почти во всем, проявляют странное сочувствие по отношению к исламистской группировке 'Хизб-ут-Тахрир', которая, как утверждают, стала главным вдохновителем, а то и руководителем вспышки насилия в Андижане. Несмотря на то, что эта группировка открыто придерживается антисемитских взглядов и выступает за воссоздание 'халифата' в Центральной Азии, 'репрессии' узбекских властей против нее систематически преподносятся как покушение на гражданские свободы. Но, раз речь идет о тех же правозащитных и неправительственных организациях, что способствовали печально известным 'лжереволюциям' на Украине, в Грузии и других странах, то что дает противникам иракской войны основания полагать, что на этот раз, в связи с узбекскими событиями, они вдруг начали говорить правду?
Каримовские альтернативы
Утверждение о том, что Каримов находится у Вашингтона 'в кармане', не выдерживает серьезной критики. С 2002 г. Каримов старается улучшить отношения с Китаем и Россией; он дистанцировался от украинской 'оранжевой революции' и грузинской 'революции роз'. Особого внимания заслуживает тот факт, что в ходе визита в Ташкент в июне 2004 г. председатель КНР Ху Цзинтао (Hu Jintao), согласился укреплять сотрудничество с Узбекистаном - как вы догадались! - в нефтегазовой отрасли. Крупнейшая нефтегазовая компания Китая 'Sinopec' заключила соглашение с аналогичной узбекской компанией. Хотя его конкретные детали не разглашались, очевидно, что Китай оказывает Узбекистану помощь в эксплуатации его нефтяных и газовых месторождений. Сотрудничество охватывает и другие сектора - электронную промышленность, телекоммуникации и транспорт.
Китай пообещал предоставить Узбекистану льготные займы и финансовую помощь; кроме того, обе стороны заявили, что придерживаются 'одинаковых или близких взглядов на ряд международных и региональных проблем'. Узбекский президент отметил, что его страна 'твердо поддерживает' политику Китая по тайваньскому вопросу. Странно, но факт: начало кампании в СМИ против президента Каримова и узбекского режима примерно совпадает по времени с визитом Ху Цзинтао.
Узбекистан занимает восьмое место в мире по добыче природного газа, и хочет довести экспорт этого сырья в Китай до максимально возможного объема. Кроме того, предполагается, что через его территорию пройдет трубопровод протяженностью в 3000 километров, предназначенный для транспортировки казахской нефти в КНР. Добавим, что страна входит в стратегически важную зону, расположенную между Россией и Китаем.
В свете всего этого, лишь крайне наивный человек может поверить, что американское политическое руководство - при том, что оно без особой щепетильности относится к союзу с любым режимом, который служит его интересам - не попытается одновременно завоевать дружбу, а то и взять под контроль, все другие политические силы в стране, имеющей такое стратегическое значение. Каждого, кто думает, что нынешние беспорядки в Узбекистане приведут к чему-нибудь, кроме укрепления контроля США над страной, можно назвать разве что . . . скажем так, 'оптимистом'.
__________________________________________________________
Избранные сочинения Джона Лафлэнда на ИноСМИ.Ru
Покупая врагов и продавая друзей ("The Guardian", Великобритания)
Мифы о воле народа ("The Guardian", Великобритания)
Ложь в новостях: Тюльпаномания в Кыргызстане ("Sanders Research Associates", Великобритания)
Телереволюция на Украине ("The Guardian", Великобритания)
Агрессия Запада ("The Spectator", Великобритания)
Лживая критика в адрес Путина ("Die Welt", Германия)
Американские друзья чеченцев ("The Guardian", Великобритания)