27 мая 2005 года. Частичный ввод в эксплуатацию амбициозного проекта нефтепровода, по которому нефть Каспийского моря будет доставляться прямо на западные рынки, является важным событием. После этого пойдут ли вниз мировые цены на нефть? Дорогие читатели, Каспийский регион - место, где в начале 20-го века начались одни из первых крупномасштабных работ по разведке нефти.
Азербайджан был одной из первых стран в Европе и Азии, которая нашла нефть на своей земле. Во время второй мировой войны азербайджанская нефть имела важное значение для нацистской Германии: из нее делали топливо для танков. Одной из причин побед нацистов была именно азербайджанская нефть.
Дело не только в том, что данный регион обладает третьими в мире по объему запасами нефти и природного газа, но также и в том, что его легкая сырая нефть является высококачественной. Значительная часть экспортируемой из этого региона нефти в прошлом транспортировалась по российским нефтепроводам, давая Москве больше влияния в регионе и за его пределами. Этот сценарий теперь будет резко меняться. Главные мировые потребители нефти, такие, как Северная Америка, Китай, Япония и Европа, будут иметь более легкий доступ к каспийской нефти, и Запад, а не Россия будет этим распоряжаться. Ожидается, что это окажет влияние на цены, рынок и политику в регионе.
Трубопровод имеет протяженность 1760 км и является первой нефтяной цепочкой между Каспийским регионом и Средиземноморьем. Он доставляет нефть из Азербайджана через Грузию в Турцию для дальнейшего экспорта из средиземноморских портов. По подсчетам, это позволит сократить зависимость Запада от нефти Ближнего Востока. Возможно, что множество поставщиков, которые на данный момент зависимы от ближневосточной нефти, обратят свой взор к каспийской нефти и станут доставлять ее прямо европейским покупателям.
Поступают сообщения, что, когда этот нефтепровод будет полностью введен в эксплуатацию, к концу нынешнего года с Каспия на побережье Турции по нему будет перекачан 1 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) нефти. Это достаточно большой объем - говорят, что около 1% мировой добычи нефти. Отсюда вопрос, какое влияние это может иметь на мировые цены на нефть?
Прогнозируется вероятность того, что цены теперь вернутся к уровню примерно 30 долл. Если будет так, то когда это случится? Именно этот вопрос и задают поставщики. Однако рынок немедленно не отреагировал; фактически, вчера, после сообщений о нехватке нефти в резерве США, цены поднялись с менее чем 50 долл. до 51 долл. за баррель.
ОПЕК уже добывает свыше 30 млн. баррелей нефти в сутки, что больше объявленной квоты. Спрос на нефть быстро увеличивается, в том числе вследствие инвестиционного бума в Китае и в Индии. В этом контексте новый нефтепровод, по меньшей мере, должен снизить давление на поставщиков. Кое-кто полагает, что в ближайшее время не следует ожидать никаких драматических перемен.
Однако проблема в том, что нефтепровод проложен через районы конфликтов. Любое нарушение транспортировки нефти будет означать утрату 1 млн. баррелей нефти в сутки, что окажет немедленное воздействие на мировые цены на нефть. Попытки обеспечить физическую защиту нефтепровода станут делом дорогостоящим. Это также повлияет на стоимость добычи нефти.
В политическом плане этот стоящий 4 млрд. долл. проект позволяет освободить энергетические ресурсы Каспийского региона от давней удушающей хватки России. Этот регион уже стремится улучшить свои связи с Западом, а проект нефтепровода должен ускорить этот процесс.
До сего момента государства Каспия отправляли около 90% своей нефти на мировые рынки по российским нефтепроводам. Это означало, что Россия могла диктовать этим государствам как политические, так и экономические условия. В дальнейшем такого положения не будет. Именно это явилось причиной того, что Россия поначалу возражала против поддержанного Соединенными Штатами проекта, хотя, в конце концов, дала свое согласие.
Для Запада ввод в эксплуатацию этого нефтепровода является одновременно реализацией мечты и крупной победой как на экономическом, так и на политическом фронтах.
Что касается возможности снижения цен, это может произойти, но не по той причине, что из Азербайджана будет поступать 1 млн. баррелей нефти. Скорее, это может случиться в силу политических перемен в Америке. Буш (George W. Bush) является покровителем нефтяных компаний Техаса и, возможно, получателем их щедрой финансовой помощи на президентских выборах в США. Поскольку нефтяная промышленность является самой крупной в Техасе отраслью, а Буш является техасцем, он обязан исполнять данное нефтяным компаниям и населению Техаса обещание помогать этим компаниям получать прибыль. Это сильно помогает местной экономике.
Дорогие читатели, я чувствую, что цена на нефть, возможно, упадет с середины нынешнего срока президентства Буша. К концу его срока цена может вернуться примерно к 30 долл. за баррель. А на следующих президентских выборах тот, кто станет победителем, не будет связан особыми обещаниями сохранять высокие цены на нефть.