3 июня 2005 года. Давняя проблема Северных территорий тяжелым грузом давит на отношения между Японией и Россией. Переговоры на высоком уровне между двумя странами в прошлом повышали надежды на новые подвижки в направлении урегулирования этой проблемы. Однако всякий раз надежды должным образом улетучивались, так как очередной новый советский или российский лидер, очевидно, полагал, что выполнение обязательств своего предшественника не важно.
И все-таки Япония - как ее правительство, так и ее народ - не перестала питать сильные надежды на визит российского лидера в Токио для переговоров с японскими руководителями. Причина проста: прорыв в вопросах национального суверенитета, таких, как территориальный спор или демаркация границы, можно осуществить, в сущности, путем политических решений национального лидера.
Вот почему визит в Японию на этой неделе российского министра иностранных дел Сергея Лаврова вызвал здесь большой интерес. В ходе бесед с японским министром иностранных дел Нобутакой Матимурой (Nobutaka Machimura) он подтвердил, что российский президент Владимир Путин посетит Японию до конца текущего года.
В ответ на последовательно проводимую Японией политику, которая имеет целью решить вопрос о суверенитете четырех северных островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи) - являющихся исконно японскими территориями - до заключения мирного договора, администрация президента Путина подкрепляет свою позицию по вопросу окончательного урегулирования отношений, соглашаясь вернуть всего два из вышеперечисленных островов, Шикотан и Хабомаи. Администрация Путина твердо придерживается мнения, что Совместная японо-советская декларация 1956 года, которой предусмотрен возврат двух островов после заключения мирного договора, является единственной основой для урегулирования, и что требование Японии вернуть ей все четыре острова не имеет веских оснований в международном праве. Москва проявляет тенденцию рассматривать Токийскую декларацию 1993 года, которая прояснила проблему возврата четырех островов, просто как политическую декларацию.
Однако эта декларация представляет собой официальный документ, под которым стоят подписи тогдашнего премьер-министра Японии Морихиро Хосокавы (Morihiro Hosokawa) и президента России Бориса Ельцина. Более того, в 1997 году тогдашний премьер-министр Японии Рютаро Хашимото (Ryutaro Hashimoto) и президент Ельцин согласились приложить максимум усилий к тому, чтобы к 2000 году заключить мирный договор на основе Токийской декларации. Сам президент Путин подтвердил эту политику в ходе переговоров с премьер-министром Японии Йосиро Мори (Yoshiro Mori) в 2001 году.
Россия также весьма удобно для себя интерпретирует Совместную японо-советскую декларацию 1956 года. На переговорах в 1955-56 гг. Япония и Советский Союз не смогли достичь согласия по проблеме Северных территорий, кроме как в отношении двух островов, Шикотан и Хабомаи, а потому договорились прежде всего подписать совместную декларацию, в которой объявили о прекращении состояния войны и о восстановлении дипломатических связей. Они согласились, что два вышеназванных острова будут возвращены Японии после заключения мирного договора, и что переговоры о мирном договоре будут продолжены. Нигде не записано, что возврат двух островов станет окончательным урегулированием проблемы.
Договориться о возврате территорий, которые были незаконно оккупированы Советским Союзом вскоре после окончания второй мировой войны, будет непросто. Однако в последнее время произошли некоторые события, которые заслуживают внимания. Осенью прошлого года, например, Россия заключила с Китаем соглашение о демаркации восточной границы, споры относительно которой продолжались четыре десятилетия. Сейчас в российском парламенте проходят слушания по вопросу ратификации этого соглашения. А в январе нынешнего года Россия подписала документ о демаркации границы с Казахстаном. Возможно, исторический фон здесь иной, но Японии тоже следует упорно продолжать добиваться урегулирования проблемы Северных территорий.
Если не принимать в расчет территориальную проблему, двусторонние отношения между Японией и Россией развиваются устойчиво. В 2004 году двусторонняя торговля выросла примерно на 50% по сравнению с предыдущим годом и достигла примерно 9 млрд. долл. США. Экспорт автомобилей и другой продукции из Японии резко возрастает. Что касается строительства нефтепровода из Восточной Сибири на Дальний Восток, из-за которого конкурируют между собой Япония и Китай, российское правительство приняло решение начать работы над тихоокеанским маршрутом в соответствии с предложением Японии.
Основываясь на плане действий Японии и России, о котором договорились премьер-министр Дзюньитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) и президент Путин во время визита первого в Россию в 2003 году, культурные обмены, обмены персоналом, а также диалоги по политическим и оборонным проблемам между двумя странами находятся на подъеме.
Даже если и нельзя ожидать впечатляющего прыжка вперед в решении территориальной проблемы, важно преследовать общие интересы посредством экономического сотрудничества и расширять обмены с целью содействия укреплению взаимного доверия, которое является исключительно важным предварительным условием для урегулирования территориальной проблемы.