Вашингтон с растущей обеспокоенностью наблюдает за последними событиями в Средней, Южной и Восточной Азии. Поскольку события эти совершенно не вписываются в планы стратегов-глобалистов. В конце прошлой недели министры иностранных дел Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) приняли на встрече в столице Казахстана Астане решение о приеме в следующем месяце в свои ряды в качестве стран-наблюдателей Индии, Ирана и Пакистана. Главная цель организации - региональная безопасность и стабильность, существенно поколебленные недавно в результате так называемой 'Революции тюльпанов' в Киргизии и мятежа в Узбекистане.
ШОС одновременно видит своей задачей не допустить активизации фундаменталистов, экстремистов и террористов. В настоящее время в организацию входят Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, а также Монголия в качестве наблюдателя. ШОС, принимая трех новых членов в ранге наблюдателей, упреждает планы США, направленные на реализацию в Средней Азии своих собственных интересов. В этих планах места для Москвы и Пекина, разумеется, не предусматривалось бы.
Консультации министров иностранных дел в Астане проходили (случайно?) сразу после первой встречи министров иностранных дел Китая, Индии и России во Владивостоке. Перед этим они обменивались мнениями в рамках различных международных конференций или в ООН. Идея 'азиатской тройки', страны которой, между прочим, насчитывают в общей сложности два с половиной миллиарда жителей, была впервые озвучена Москвой в 1998 году, но тогда поддержки она не нашла. Однако в 2002 году президент Владимир Путин снова вернулся к этому проекту, и с тех пор эта идея стала постепенно принимать конкретные очертания. Она должна вылиться в стратегическое партнерство трех гигантов, упрочить мир и стабильность не только в Азии, но и в мире, стать ключевым элементом мировой политики. Об этом говорится в коммюнике 'Тройки'. Она намеревается перейти от дискуссии, базирующейся на подобных или идентичных позициях, к совместным действиям. Это касается в первую очередь экономического сотрудничества в энергетическом секторе (например, совместное использование сибирских нефтегазовых месторождений), в сельском хозяйстве, на транспорте и в области высоких технологий, а также скоординированных действий, направленных против торговли наркотиками и терроризма.
То, что представления 'Тройки' не совпадают с точкой зрения США, - например, она не приемлет 'двойные стандарты в борьбе против терроризма' - Вашингтон может еще перенести. Болезненнее для него должен быть отказ от любых односторонних политических решений и шагов. Хотя в коммюнике, принятом во Владивостоке, указывалось на то, что партнерство не направлено против третьих стран, следующие формулировки говорят сами за себя: Россия, Китай и Индия 'отдают предпочтение демократизации международных отношений, направленных на создание справедливого мирового порядка, соблюдение международного права, равенства, и базирующихся на взаимном уважении, сотрудничестве и прогрессе в деле строительства многополярного мира. Очевидно, что идея 'Тройки' стала политическим фактом, 'отвечающим долгосрочным национальным интересам' ее участников. Одновременно она все больше и больше будет превращаться в некий противовес позициям США в глобальном измерении.