Итак, теперь это научный факт. Или, скорее, фактов два: евреи, или, по крайней мере, евреи восточноевропейского происхождения, сообразительнее большинства людей - а быть сообразительным вредно для вашего здоровья. В действительности, эти утверждения пока что не освящены наукой. Они просто были выдвинуты как теория группой в составе трех исследователей из Utah University в недавно опубликованной в журнале "Journal of Biosocial Science" работе. Объединяя генетику с биохимией, эта троица выдвинула предположение, что евреи ашкенази отличаются от других людей своими природным интеллектом, что, в свою очередь, привело к тому, что у них развились некоторые особые генетические заболевания, например, болезнь Тай-Сакса, болезнь Ниманна-Пика и муколипидоз IV типа.
Группа исследователей из Юты нашла объяснение, почему это так. С одной стороны, доказывают ученые, это потому, что евреи на протяжении большей части своей европейской истории занимались главным образом такими умственными, но не требующими физического напряжения видами труда, как коммерция и ростовщичество, а их выживание зависело от их интеллекта и сообразительности. Но, с другой стороны, поскольку один из путей к тому, чтобы быстрее соображать, состоит в том, чтобы вырабатывать больше сложных липидов типа, известного, как сфинголипиды, способствующих росту аксонов и нейронов, от которых зависит деятельность мозга, и поскольку перепроизводство этих самых липидов имеет отношение к генетическим заболеваниям, к которым склонны ашкенази, еврейский ум и еврейские болезни сошлись вместе. В нашем эволюционирующем мире все имеет свою цену.
Евреи, разумеется, всегда были убеждены в том, что (а) они смышленее, чем другие, и что (б) это не всегда было великим благом. На идише два выражения, "goyisher kop" (нееврейская голова) и "goyisher mazel" (нееврейское счастье) иронично дополняют друг друга. Первое относится к убеждению в том, что неевреи не настолько сметливы, как евреи; второе - к убеждению в том, что неевреи намного более везучи. Дело в том, что, тогда как в прежние времена евреи полагали, что это означает, что, когда слишком много думаешь, попадаешь в неприятность, сегодня нам говорят, что все дело в сфинголипидах.
Ладно, пусть так. Безусловная правда, что евреи отличаются как своими неординарными интеллектуальными достижениями - хотя евреи составляют всего 3% населения Америки, в исследовании университета штата Юта указывается, что они завоевали 27% всех присужденных американцам Нобелевских премий - так и своими несчастьями. На тот случай, если кто-либо попытается приписать эти интеллектуальные достижения целиком факторам среды, например, отношению родителей к образованию своих детей, в исследовании указывается также на то, что, хотя лишь четыре из каждой 1000 североевропейцев имеют IQ, равный 140, такой показатель имеют 23 из каждой 1000 евреев.
Существует, однако, и более хорошее объяснение этому, чем предлагают исследователи из Юты. Исторически евреи ашкенази, более чем выигравшие от естественного отбора, в процессе воспитания сознательно развивали интеллект своих детей. В конце концов, вовсе не обязательно быть гением, чтобы сделаться успешным ростовщиком или хорошим бизнесменом. Весьма сомнительно, что поколения ростовщиков обязательно давали более смышленое потомство, чем поколения фермеров - но нужно и в самом деле быть сообразительным, чтобы сделаться хорошим знатоком Талмуда, а супружеские нравы ашкенази были ориентированы на то, чтобы выпустить в этот мир как можно больше хороших знатоков Талмуда.
Это достигалось благодаря исключительно широко распространенной среди богатых евреев ашкенази практике выбирать зятьев не по признаку их богатства или социального положения, но по выдающимся успехам в освоении раввинских премудростей. Состоятельный бизнесмен или ростовщик ашкенази не настаивал на том, чтобы его дочь вышла замуж за молодого человека, который был, как и он сам, богатым, что обыкновенно делали богатые христиане; скорее, его престиж зависел от того, чтобы она вышла замуж за человека с мозгами, чьи интеллектуальные устремления он был готов поддержать. А поскольку в любом обществе дети богачей имеют более высокие шансы на выживание, чем дети бедняков, ибо они получают более хорошее питание, имеют более хорошие гигиенические условия и пользуются более хорошей медицинской помощью, этот сознательный альянс богатства и интеллекта, уникальный для европейских евреев, означал, что от поколения к поколению процент умных еврейских детей становился все выше. Хотя к этому, возможно, причастны и сфинголипиды, но также причастны и еврейские ценности.
Исследование университета штата Юта, разумеется, является не более чем гипотезой, и оно уже подвергается нападкам столько же в силу социальных причин, сколько и научных, ибо в сегодняшнем академическом мире считается исключительно политически некорректным утверждать, что интеллект распределен неравномерно среди разных народов или рас. В конце концов, если некоторые биологические группы сообразительнее других, другие естественно, должны быть менее сообразительными - утверждение, за которое социолога Чарльза Мюррея (Charles Murray), когда несколько лет назад он это написал в своей книге "The Bell Curve", научное сообщество подвергло остракизму.
Однако прежде чем слишком многие набросятся на исследование, проведенное в штате Юта, с упреками за то, что в нем провозглашается "расовое превосходство" евреев, нужно иметь в виду не только то, что приведенные в нем статистические различия являются относительно небольшими (977 из каждой 1000 евреев не имеют IQ свыше 140), и что другие народы, например, азиаты, могут набрать при тестах даже еще больше очков, но также и то, что быть сообразительным, как гласит народная мудрость повсюду, вовсе не одно и то же, что быть мудрым.
В самом деле, если "еврейское счастье" на протяжении столетий было плохим, это не может не иметь отношения к громадным ошибкам, которые допустили евреи. Раз за разом на протяжении истории они выбирали себе не тех друзей и не тех врагов, следовали не за теми лидерами, вели не те войны, глупо и губительно ссорились между собой, неправильно читали политическую карту своего времени, убаюкивали себя принятием желаемого за действительное и зарывали голову в песок вместо того, чтобы смело взглянуть в лицо опасностям, стоящим перед ними.
Раз за разом они слепо доверялись непродуманным идеям, а не критическому анализу, и раз за разом им приходилось расплачиваться за то, что они не воспользовались интеллектом, которого у них якобы было слишком много. Быть может, где-то в еврейских корнях есть также и ген глупости. Открытие этого гена стало бы не большим сюрпризом, чем результаты исследования, проведенного в Юте.