Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Достаточно просто посмотреть на то, чем грозится Китаю конгресс или послушать, что сказал в его адрес министр обороны США Дональд Рамсфельд в Сингапуре, чтобы узнать, что Пекин, оказывается, уже не входит в число 'стратегических партнеров' Америки

В последнее время Вашингтон успел обвинить Китай во всех бедах, сваливавшихся на Соединенные Штаты - от дефицита торгового баланса до увеличения расходов на оборону.

Достаточно просто посмотреть на то, чем грозится Китаю конгресс или послушать, что сказал в его адрес министр обороны США Дональд Рамсфельд в Сингапуре, чтобы узнать, что Пекин, оказывается, уже не входит в число 'стратегических партнеров' Америки.

На Капитолийском холме 67 сенаторов поддерживают законопроект, по которому предлагается ввести на все китайские товары пошлину в 27,5 процента, если Китай не пересмотрит курсовую политику юаня, который уже десять лет как привязан к теряющему в весе американскому доллару.

Пекин же в конгрессе считают виновником огромного дефицита по текущим внешнеторговым операциям, который в прошлом году достиг 666 миллиардов долларов.

Тот же континентальный Китай, по мнению американских политиков, отнимает работу у американцев, особенно в текстильном и швейном производстве, в результате чего конгресс начинает давить на президента Буша с тем, чтобы он снова ввел квоты на ввоз в США китайского текстиля, отмененные в начале текущего года.

Рамсфельд, представляющий в правительстве, как известно, фракцию 'ястребов', относится к Пекину с нескрываемой неприязнью. В прошлую субботу на саммите в Сингапуре по вопросам безопасности в Азии он заявил, что повышение расходов Китая на оборону, по размеру которых он вышел на первое место в Азии и на третье место в мире после тех же Соединенных Штатов и России, является для него фактором беспокойства. Больше всего при этом Рамсфельда беспокоит то, что увеличение военных расходов Пекина приходится как раз на то время, когда в военном отношении Китаю никто не угрожает.

В общем, картина отношений между Вашингтоном и Пекином после ухода Колина Пауэлла (Colin Powell) с поста государственного секретаря, похоже, действительно испортилась. Ушли те дни, когда Китай считали стратегическим партнером. Сегодня на Пекин смотрят как на конкурента, если не как на противника. Во всяком случае, именно на это указывает последний отчет о положении в Китае, представленный Кристофером Хиллом (Christopher Hill), помощником госсекретаря по вопросам отношений со странами Азиатско-тихоокеанского региона.

Итак, образ Китая в глазах Вашингтона переменился. В однополярном мире, где Америка остается единственной сверхдержавой, ей по-прежнему нужен соперник - настоящий или даже воображаемый, на каковую роль прекрасно подходит континентальный Китай - страна с самым большим в мире населением и активно развивающейся экономикой.

Именно поэтому континентальный Китай и изображают страшной, угрожающей и злобной страной. В последнем номере журнала Atlantic на первых полосах вышла статья 'Как мы будем воевать с Китаем', в которой на фото изображен китайский матрос с очень злобным взглядом. В самой статье, принадлежащей перу старого корреспондента Роберта Каплана (Robert Kaplan), утверждается, что континентальный Китай и Соединенные Штаты уже вошли в первые стадии новой 'холодной войны', которая в любой момент может превратиться в 'горячую'. Каплана не на шутку беспокоит модернизация военной организации Китая, особенно подводного флота и ракетных сил. То же самое, кстати, говорил и Рамсфельд, когда предсказывал, что по мощи военно-морских сил Китай может обогнать США уже лет через десять.

Все подобные заявления раскрывают перед аудиторией одну большую концепцию - концепцию будущей 'Китайской угрозы', в рамках которой континентальный Китай представляет угрозу не только Тайваню и его соседям, но и всему миру вообще. Историк Найал Фергюсон (Niall Ferguson) в последнем номере Foreign Affairs сравнил Китай с 'Бельгией в старые времена: такая же страна, мало что значащая сама по себе, однако становящаяся для огромных империй яблоком раздора, за которое бьются насмерть'.

В ту же струю (и в том же журнале) попадает и другая статья о Китае эксперта-востоковеда Кеннета Либерталя (Kenneth Lieberthal): 'Военная конфронтация между Китаем и Тайванем, приводящая к войне между Китаем и Соединенными Штатами - одна из самых серьезных угроз международной безопасности'. При этом всем понятно, что, хотя вероятность, что подобный кошмар станет реальностью, действительно пугает, на самом деле наиболее тревожным фактором становится экономический подъем Китая. Такой 'мягкой силы', какой становится экономическая мощь, как раз и не хватало в свое время Советскому Союзу.

Хотя по объему экономики континентальный Китай пока еще далеко не дотягивает до Соединенных Штатов, китайская экономика растет действительно пугающими темпами - в среднем на 9 процентов ежегодно в течение последней четверти века. Общая сумма прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику достигла 562 миллиардов долларов. Все это время континентальный Китай устанавливал глубокие и крепкие экономические связи с остальным миром, включая и США.

Именно в сочетании военной и экономической мощи страны и кроется источник так называемой 'китайской угрозы'. Именно поэтому Китай сейчас заступил на место, которое Советский Союз занимал в 70-е годы, а Япония в 80-е - главной мишени для нападок со стороны Вашингтона, потому что 'империя зла' лопнула в 1991 году, а немногим позже лопнул и пузырь японского 'экономического чуда'.

Однако как континентальный Китай несопоставим с бывшим Советским Союзом в военном отношении, так же несопоставим он и с Японией в экономическом. Китай, где средний доход на душу населения не превышает тысячи долларов в год, до сих пор остается развивающейся страной. Для достижения того же уровня жизни, что сегодня достигнут на Тайване, Китаю понадобится еще лет сорок.

На самом деле Китай далеко не так страшен, как его малюют. Да, Китай - ядерная держава, в его распоряжении сотни ракет, многие из которых направлены на Тайвань. Однако по сравнению с Соединенными Штатами Китай так и остается карликом: у него нет авианосцев, а его военно-воздушные силы состоят из давно устаревших советских самолетов. По военным возможностям Китай отстал от Соединенных Штатов на десятки лет.

В экономике Китая до сих пор сохраняются структурно слабые места, особенно в финансовом секторе и энергетике. Его банковская система, в которой сумма не функционирующих активов доходит до четверти ВВП, практически некредитоспособна. Обрабатывающая промышленность демонстрирует рост в основном в таких трудоемких отраслях, как производство одежды и обуви. Еще одна серьезная проблема Китая - недостаток электроэнергии, а во внешней торговле, объем которой в прошлом году вырос до рекордного уровня в 1,15 триллиона долларов, Китай остается легко уязвим для протекционизма со стороны иностранных государств.

Так представляет ли собой угрозу континентальный Китай? Для Тайваня - да, если остров провозгласит независимость. Но для Соединенных Штатов и из союзников - вряд ли.

__________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

'Сценарий Роберта Каплана': война Соединенных Штатов против Китая ("La Jornada", Мексика)

Для того чтобы Россия осталась единой, должен рухнуть Китай ("Taipei Times", Тайвань)

Китай делает ход конем ("The Washington Post", США)

Как нам относиться к взлету Китая ("The Atlantic Monthly", США)

Восток есть Восток - и это пора понять ("The Guardian", Великобритания)

Это экономика, дурачки! ("La Vanguardia", Испания)

Восточно-азиатские гиганты выходят из-под контроля ("The International Herald Tribune", США)

Иллюзия 'управляемого' Китая ("The Washington Post", США)

Русский медведь или китайский дракон? ("Christian Science Monitor", США)

Опасные игры Китая ("The Wall Street Journal", США)