Жан-Робер Равио (Jean-Robert Raviot)
Доктор политических наук, представляет отделение славянских изучений, а также Лабораторию изучения современной России Университета Paris XNanterre, ведет семинары по российской цивилизации в Университете Paris X и Институте политических наук в Париже. В 1999 г. был директором Франко-российского университетского колледжа при МГУ. Автор книг 'Экология и власть в СССР. Связь с природой: источник политической законности процесса десоветизации', а также ряда работ по России: 'Десять лет политического плюрализма в России', 'Советская и постсоветская элита перед лицом глобализации', 'Российская демократия', 'Кто управляет российскими регионами?' и др.
В газете 'Le Figaro' (2.06) вышла его статья, в которой Ж.Р.Равио анализирует возможные трактовки 'дела ЮКОСа'. Автор отмечает односторонность освещения суда над бывшим олигархом в СМИ, которые единогласно подчеркивают политический характер процесса. По мнению эксперта, в 'деле ЮКОСа' нельзя усматривать только политическое преследование, так как фактов, собранных обвинением, вполне достаточно для привлечения к уголовной ответственности.
Тем не менее автор согласен с тем, что процесс над М.Ходорковским действительно является политическим, поскольку впервые в суде рассматривался вопрос генезиса русского неокапитализма и нынешней политической системы в России, которую сами россияне давно отвергают, осуждая безнаказанность олигархов.
Указывается, что процесс является политическим еще и потому, что в него был активно вовлечен Вашингтон. Доказательством этому, по мнению Равио, служит появление критического акцента в американской риторике в отношении внутренней политики России после начала 'дела ЮКОСа'. Эксперт называет М.Ходорковского лоббистом американской промышленности, подчеркивая, что его арест противоречил политическим планам США, тесно связанным с нефтяными интересами страны. Указывается, что разоблачение авторитарного уклона в политике Кремля - лишь прикрытие для администрации Дж.Буша, так как под вопросом оказалось стремление Вашингтона наложить руку на стратегические секторы национальной экономики России. В этом контексте оправдывается стремление Кремля отстоять свои основные прерогативы в экономической сфере и определить рамки своего суверенитета.