Глава 'Совкомфлота' отнюдь не новичок в сфере коммерческих морских перевозок. Сергей Франк пришел к руководству российского судоходного гиганта - компании 'Совкомфлот' в октябре прошлого года. Именно тогда многие представители международного морского сообщества, увидели бывшего министра транспорта РФ входящим в сферу бизнеса.
Для С. Франка это было возвращением в родную для него стихию. Он заключил контракт пока только на два с половиной года, поскольку прекрасно знает о том, что за ним по пятам следует новое поколение. Однако он уверен в миссии 'Совкомфлота' и знает, как добиться поставленной цели, к тому же он умеет подать ее в самом выгодном для компании свете.
По словам г-на Франка, 'Совкомфлот' - это определенно индустриальная компания. 'Мы собираемся строить высокоэффективные суда, которые будут отвечать требованиям сектора энергетики', - говорит он. Он уверен, что такой компании не пристало заниматься спекулятивными операциями на рынке, ей необходимо создавать стратегические альянсы с известными транснациональными компаниями и ведущими игроками российского ТЭК.
Он говорит, что 'Совкомфлот' пока недооценен как компания. 'Мы должны создать устойчивую модель развития компании, которая базировалась бы не только на одних финансовых показателях, - говорит он. - Морская перевозка - это больше, чем просто бизнес. Это дорога длинною в целую жизнь'.
Он хочет, чтобы 'Совкомфлот' стал лидером на международном рынке морских перевозок и особо отмечает, что флот компании молодой и укомплектован двухкорпусными танкерами. Средний возраст судов составляет не более 4,5 лет. Г-н Франк также желает видеть компанию в числе лидеров по применению новых технологий.
В настоящее время в портфеле заказов ОАО 'Совкомфлот' четыре газовоза LNG (для транспортировки сжиженного природного газа), два танкера LPG (для перевозки сжиженного нефтяного газа), два танкера класс Suezmax, два - класса Aframax, семь продуктовозов ледового класса. Недавно компания объявила о партнерстве с компанией Stena Bulk в сфере разработки танкеров ледового класса водоизмещением свыше 160 тыс. тонн (VLCC) с малой осадкой (условное название B-Max).
По мнению С. Франка, опыт компании в части эксплуатации судов ледового класса выгодно отличает 'Совкомфлот' от других судовладельцев, работающих или собирающихся работать в секторе, причем зачастую в спекулятивных целях.
'Мы индустриальные люди и знаем свое дело', - говорит он и добавляет: 'Главным в морских перевозках в ледовых условиях является качество команды', подчеркивая, что компания уже проводит подготовку большого числа моряков. 'Я уверен, что мы хорошо подготовлены для работы в этом секторе морской перевозки грузов'.
Сергей Франк считает, что 'Совкомфлот' на данный момент строит достаточно новых судов, и в отличие от некоторых смелых заявлений не планирует пока расширять судостроительную программу.
Он говорит, что 'Совкомфлот' хочет не на словах, а на деле поддерживать российское судостроение. Компания планирует в будущем строить на отечественных верфях танкеры для перевозки сжиженного нефтяного газа, а возможно и сжиженного природного газа.
Эксперты в сфере морских перевозок, хорошо знающие компанию, характеризуют политику 'Совкомфлота' как 'мудро консервативную на текущий момент'.
Один из таких экспертов говорит: 'За последние четыре года они реализовали существенную программу строительства новых судов, но на фоне расширения рынка и роста числа заказов они не поддались искушению построить еще. Они осмотрительно подходят к своим резервам и осознают свои достижения'.
Г-н Франк полагает, что представления о фрахтовой политике компании требуют определенных уточнений.
Ранее, согласно тому, что сообщалось в прессе, он заявлял, что компания будет больше ориентироваться на спотовые операции, но теперь он говорит, что имел в виду стремление 'Совкомфлота' сформировать более сбалансированный портфель.
С. Франк поясняет, что компания не собирается отказываться от стабильных доходов в сегменте долгосрочного и среднесрочного фрахтования тоннажа, но вместе с тем хочет поддерживать определенный процент спотовых сделок, примерно на уровне 25 %, чтобы сохранить гибкость и оставаться в контакте с клиентами и рынком энергоносителей.
Клиенты играют ключевую роль в представлениях г-на Франка о будущем 'Совкомфлота'. 'Мы хотим работать с конечными пользователями', - сказал он, подчеркивая свою неприязнь к посредникам и неприятие практики передачи им в наем тоннажа компании.
С. Франк горд тем, что в течение шести месяцев текущего года 'Совкомфлот' добился увеличения тайм-чартерного эквивалента по каждому судну в размере 9 - 10 % даже при некотором ослаблении рынка и с меньшим тоннажем. 'Эти позитивные новости не могут не радовать', - говорит он. Он также уверен, что компания выполнит годовой план по выручке и сумеет удержать этот показатель на уровне 2004 г. 'Значит, мы будем работать более эффективно', - говорит он.
В конечном итоге, 'Совкомфлот' хотел бы, чтобы на все эти хорошие цифры обратило внимание финансовое сообщество. Представители 'Совкомфлота' недвусмысленно дали понять, что компания рассматривает возможность первичного предложения своих акций (IPO) на бирже, и г-н Франк говорит, что компания собирается провести диверсификацию своих источников финансирования в целях расширения бизнеса.
В то же время, он отмечает необходимость подготовки 'Совкомфлота' к выходу на фондовые рынки.
'Мы собираемся действовать с максимальной осмотрительностью, - заявил он, пояснив, что в конечном итоге решение остается за акционерами. 'Так что не имеет смысла в настоящее время строить догадки на эту тему', - добавил он.
Франк положительно воспринимает тему консолидации, которая интенсивно обсуждается российскими средствами массовой информации, и полагает, что этот процесс будет развиваться. Вопрос слияния 'Совкомфлота' с российской судоходной компанией 'Новошип' довольно специфический. Однако Франк говорит, что это только один из сценариев развития компании. Для 'Совкомфлота' на сегодня просматривается целый ряд возможностей, но пока конкретная опция не выбрана. Но окончательное решение, вновь повторяет Франк, остается за акционерами компании.