Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что такое Европа?

Конституционный кризис в ЕС ставит под вопрос интеграцию Европы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конституционный кризис в ЕС ставит, видимо, вопрос о возможности спасения интеграции Европы. Все больше людей задаются вопросом, какой должна быть Европа, и в каких границах?

Конституционный кризис в ЕС ставит, видимо, вопрос о возможности спасения интеграции Европы. Все больше людей задаются вопросом, какой должна быть Европа, и в каких границах?

Европейский союз оказался в глубоком кризисе в связи с конфликтом из-за своей конституции, но этот кризис не должен привести к его краху. ЕС, пройдя путь от Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) до введения единой валюты, произвел слишком глубокие изменения в 'старой' Европе.

Главное в данном случае заключается в том, что это касается 'старой' Европы. Путь, проделанный первоначально шестью, затем девятью и, наконец, 15 государствами к европейской интеграции, был процессом общего развития, корни которого связаны с послевоенной травмой Европы. К этому следует также добавить раздел Европы, который произошел в годы 'холодной войны'. Европейская интеграция была западноевропейским проектом. В планы не входило окончание 'холодной войны' и падение 'железного занавеса'.

Остается без объяснений

Кстати, год назад ЕС торжествовал в связи со своим расширением: его членами являются уже 25 государств. Но ни в одной из 'старых' стран ЕС по этому поводу не было проведено референдума. Сегодня расширение Союза на восемь центрально- и восточноевропейских стран, плюс Мальту и Кипр, считается одной из причин стремительно растущего недоверия к ЕС в 15 старых государствах-членах Союза. Скептическое отношение становится еще большим в связи с уже принятым решением о приеме Румынии и Болгарии и возможным членством балканских государств. Еще один вариант, он связан с членством в Союзе исламской Турции, и вовсе лишает границ подобные настроения - и в Западной, и в Восточной Европе. Политики не просто не смогли разъяснить необходимость расширения ЕС на десять государств - они даже не посчитали нужным это сделать. Игнорируя тот факт, что в Европе, живут, по меньшей мере, два поколения политически активных граждан, не знающих предвоенной Европы, их кормили объяснениями наподобие того, что, мол, расширение оправдывает одна лишь историческая память о той Европе. В условиях экономической глобализации граждан оставили один на один с их страхами по поводу дополнительной конкуренции в борьбе за рабочие места, будто преимущества расширения являются совершенно очевидными.

Альтернатива ЕС

Что такое Европа, где проходят его внешние границы? Элиты ЕС вели себя так, будто не легитимным является сам вопрос об этом. Но поскольку в двери ЕС стучат Украина и Грузия, и на Брюссель, возможно, будет ориентироваться после свержения диктатуры Лукашенко и Белоруссия, ЕС обязан предложить своим собственным гражданам и соседним молодым демократическим странам возможную альтернативу постоянному расширению. Но в настоящее время никто из страха перед ренационализацией Европы или ренессансом национализма совсем не задумывается над тем, что ЕС нет необходимости бояться демократизированной Турции или государств бывшего Советского Союза, находящихся на пути реформ. Турция, например, могла бы взять на себя роль первопроходца в деле экономической и политической интеграции исламских государств на Ближнем и Среднем Востоке. Там и в Восточной Европе могли бы появиться в качестве соседей ЕС новые наднациональные экономические и политические пространства.

Паузы на размышления будет недостаточно

Поэтому, что касается конституционного кризиса в ЕС, будет недостаточно призывать разругавшихся политиков к сближению после того, как кончится время, отведенное на размышления. Граждан Европейского союза надо, видимо, привлечь к активному обсуждению и выработке решений относительно Европы, ее границ и ее соседей, - в том числе и через референдумы. Тот, кто отказывается от этого из страха перед националистами, дает им хороший повод для пропаганды националистического разворота.