Президент США Буш (Bush), обычно высказывающийся по самым разным вопросам, пока не проронил ни одного слова по поводу последнего кризиса в ЕС. Только государственный секретарь США Райс (Rice) выступила за 'единую и сильную' Европу. Наверное, такие же вежливые слова найдет Буш, приветствуя руководство ЕС на саммите в Белом доме.
В действительности же американцы дают понять Европе, особенно Германии, что она теряет уважение. Министр обороны Петер Штрук (Peter Struck), очевидно, уже почувствовал это. От своей давно запланированной поездки в США он, видимо, отказался также по той причине, что его коллега Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) нашел для встречи с ним всего 45 минут. А недавний отказ Государственного департамента США, за 14 дней до визита в Вашингтон канцлера Германии Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder), поддержать инициативу 'четверки', Германии, Бразилии, Японии и Индии, о приеме в качестве постоянных членов Совета безопасности ООН выглядел почти оскорблением.
Злорадство за океаном
Молчание Вашингтона по поводу серьезного кризиса ЕС вряд ли как-то связано с дипломатической сдержанностью, когда дело касается дружественных стран, а также со злорадством, которого нельзя не видеть, по поводу банкротства не слишком любимого француза Жака Ширака (Jacques Chirac) или не особенно ценимого Шредера. Причиной является подспудное удовлетворение кризисом европейской стратегии в момент исторического перелома и прогрессирующей глобализации.
Проблема заключается в том, что европейские государства придерживались системы, которую нельзя было поддерживать в связи с сокращением и старением населения, писал политолог Ричард Ран (Richard Rahn) из Института Като. По меньшей мере, более лучшие показатели уровня безработицы и более высокие темпы экономического роста вселяют в США чувство уверенности в правильности ответа в виде либеральной экономической стратегии на глобализацию не только в консерваторов.
Главная тема - терроризм
В том, что Европа, несмотря на громадные трансатлантические связи, теряет свое значение, убеждены в США, прежде всего, неоконсерваторы. С точки зрения консерваторов США интересы Вашингтона все больше смещаются, поскольку в ближайшие годы речь будет идти, прежде всего, о борьбе с исламским фундаментализмом и международным терроризмом, а также о соперничестве с поднимающейся мировой державой Китаем. При этом Буш понимает, что ему нужна Европа. На конференции по Ираку, проходившей в прошлую среду в Брюсселе, американцы добивались большей поддержки в деле стабилизации ситуации в арабских странах. У Вашингтона нет альтернативы дипломатическим усилиям европейцев, заставить Иран отказаться от ядерного оружия. Так, американский дипломат Роберт Хантер (Robert Hunter) потребовал более тесного стратегического партнерства между США и Европой. А бывший советник президента Блэнкли (Blankley) предостерегает: 'Политический и экономический хаос в Европе не на пользу США'.