Илан Берман (Ilan Berman)
Вице-президент Вашингтонского центра по внешней политике. Признанный эксперт по вопросам региональной безопасности на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и России. Магистр по международной политике Американского университета в Вашингтоне и доктор юридических наук в вашингтонском Правовом колледже. Автор многочисленных научных и публицистических работ.
11 июня в газете 'The International Herald Tribune' Илан Берман выступил со статьей, в которой он анализирует перспективы российско-иранского ядерного сотрудничества и подход Белого дома к данному вопросу. Берман исходит из того, что стратегическое партнерство Москвы и Тегерана несет в себе неоднозначные последствия для России. С одной стороны, Иран является чрезвычайно выгодным клиентом для 'умирающего российского ВПК', а, с другой стороны, в Москве растет обеспокоенность на счет исламского фундаментализма. При этом Россия не только на протяжении долгого времени рассматривала Иран в качестве экономического партнера, но и пыталась создать с ним геополитический альянс в противовес американской политике на Ближнем Востоке.
Однако, как утверждает Берман, 'перемены уже на горизонте'. По данным из информированных источников, разработка Ираном ядерных и баллистических ракет может поместить в зону риска 20 млн человек в Южной России, Казахстане и на Украине уже в следующем году. По мнению эксперта, в Москве уже начали осознавать, что российско-иранское сотрудничество существенно увеличивает угрозу ядерного шантажа со стороны Исламской Республики.
Одновременно Россия начинает борьбу с Ираном на постсоветском пространстве. Новые военные договоренности Ирана с Азербайджаном и Таджикистаном вместе с 'энергетической дипломатией' Тегерана с Казахстаном и Арменией могут создать стратегическую альтернативу статус-кво на постсоветском пространстве и еще больше ослабить и так неубедительный контроль России над бывшими советскими республиками, пишет Берман.
Основной вывод Бермана состоит в том, что в скором будущем позиции Москвы и Вашингтона по иранской проблеме могут оказаться гораздо ближе, чем сейчас. Материал вписывается в новую стратегию Белого дома в отношении данного вопроса. В прессу не раз попадала информация, что теперь администрация Дж.Буша отказывается от прямого давления на Россию и добивается дипломатической изоляции Тегерана.