22 июня 2005 года. Во время второй мировой войны в результате захвата Японией одного острова за другим была создана сеть опорных пунктов, с которых военное правительство этой страны могло контролировать Тихий океан и Южно-Китайское море. От милитаризма японцы, возможно, отказались, однако современные претензии Японии на острова Курильской гряды и острова Дяоюйдао (Diaoyu) - которые японцы именуют Сенкаку (Senkaku) - имеют под собой те же основания, из-за которых Япония в 1941 году начала войну: нефть.
Япония, почти не имеющая собственной нефти и природного газа, является крупнейшим в мире импортером сжиженного газа и крупным покупателем нефти. Однако 410 км Южно-Китайского моря между крохотными необитаемыми островами Дяоюйдао, расположенными в 170 км к северо-западу от о. Тайвань, возможно, имеют значительные запасы нефти и газа. Японцы утверждают, что это они в 1895 году "открыли" о-ва Сенкаку/Дяоюйдао и контролировали эти острова до их оккупации Соединенными Штатами в 1945 году. Важным для доказательства их правоты является то, что в 1971 году американцы формально возвратили им эти острова.
Китайцы, со своей стороны, заявляют, что эти острова в 1371 году открыли именно они, а уступили их Японии лишь по Симоносекскому договору (Shimonoseki Treaty) 1895 года, который положил конец первой китайско-японской войне. А потому эти острова следует вернуть Китаю в соответствии с положениями Каирской декларации (Cairo Declaration) 1943 года, которая лишила Японию всех ее завоеванных территорий.
Совершенно очевидно, что юристам есть о чем спорить. Однако географические аргументы Японии в данном случае явно слабы. Эти острова расположены вблизи континентального шельфа Китая, а вовсе не рядом с Японией. Действительно, вдоль значительной части расстояния между этими островами и Японией проходит Окинавская впадина глубиной 2270 м.
Попытки японцев выдавать лицензии на ведение геологической разведки в Южно-Китайском море на основе того, что вышеназванные острова принадлежат им, вызвали гневные протесты Пекина и совпали с яростными демонстрациями китайцев из-за школьных учебников, в которых обеляются военные зверства японцев на территории Китая. Тайваньцы не меньше заинтересованы в возможно имеющихся на дне морском запасах нефти и газа, но на этой неделе в центре склоки оказались действия кораблей сил самообороны Японии против тайваньских рыбаков - для защиты которых тайваньцы отправили свой сторожевой корабль.
Этот спор из-за группы островов, крупнейший из которых имеет площадь менее 20 акров, необходимо решать в международном арбитражном суде. Подобный процесс будет осложнен тем, что Китай отказывается признать легальное существование Тайваня, но это единственный путь для разрешения потенциально очень опасной ситуации. Вместо решения отдать острова одной какой-то стороне, возможно, все три претендента могли бы достичь соглашения о совместном владении островами и совместной эксплуатации возможных природных богатств, лежащих под океанским дном.
Этот случай является не единственным спором из-за островов, который ведет Япония. Она все еще требует возврата ей всех островов Курильской гряды на севере от Японии, которые были захвачены Россией в 1945 году. В 1875 году японские жители о. Сахалин оставили его русским поселенцам в обмен на Курилы. Россияне, которые теперь знают о весьма многообещающих перспективах добычи нефти и газа вблизи разведанных запасов сахалинского шельфа, предложили вернуть Японии только два самых южных острова. Хотя Токио предпочел вести с Москвой прямые переговоры, японские политики обсуждают перспективу международного арбитража. Если они готовы рассматривать такое решение для Курил, тогда они также должны признать его приемлемым для островов Дяоюйдао/Сенкаку.
Как Китай, так и Япония испытывают энергетический голод. По мере того как всеобщее экономическое внимание переключается на Дальний Восток, им придется вести множество коммерческих сражений. Однако им не нужна военная конфронтация из-за нефти.