Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
За будущее российского ислама можно не бояться

Вице-президентом России всегда должен быть мусульманин

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
История мусульманства в России длинна и печальна. Получение ими почетного места в системе государственной власти означало бы, что все переменилось, а это, в свою очередь, изменило бы и отношение мусульман к самой России.

В России проживает набольший процент мусульман из всех европейских стран. По официальным данным, ислам в России исповедуют 23 миллиона человек, или 15 процентов населения, и эта цифра растет. Мусульманская община в России очень стара, и поэтому в стране, естественно, идут серьезные споры о том, что появилось здесь раньше - ислам или христианство.

За ислам говорит хотя бы тот факт, что в Дагестане расположена одна из старейших в мире мечетей. Контраргумент о том, что до 19-го века Дагестан не был частью России, а когда около тысячи лет назад ислам ворвался в Россию через Кавказ, Россия уже была христианско-иудейской страной, часто приводимый оппонентами, звучит довольно узко и попахивает империалистическо-расистской точкой зрения на сущность России, как будто в ее истории имеет значение только история этнических русских. Примерно так же можно было бы сказать, что в истории Испании имеет значение лишь история кастильского этноса, а в истории Соединенного Королевства - лишь история англичан.

Как бы ни решился спор о том, какая вера в России старше всех, никакому сомнению не может подвергаться, во всяком случае, тот факт, что в прошлом ислам в России жестоко страдал. Большинство при этом наверняка вспомнит только исторический эпизод воинствующего атеизма при коммунистах, однако значительная часть эпохи царской власти означала для мусульман еще большие гонения. Первыми почувствовали его на себе татары и башкиры еще 450 лет назад, когда Россия захватила и включила в свой состав Приволжско-Уральский регион.

Мечети сотнями разрушали или превращали в христианские церкви, мусульман силой заставляли проходить обряд крещения. К середине 18-го века в Казани, некогда одном из процветающих центров исламской цивилизации, не сталось ни одной целой мечети.

Сегодня Казань - столица Татаристана (в тексте Tataristan - прим. перев.), одной из автономных республик в составе России. На прошлой неделе здесь в присутствии пяти тысяч иностранных гостей торжественно открыли новую мечеть 'Куль Шариф' - копию той, что была разрушена взявшей Казань армией Ивана Грозного в 1552 году. Эта мечеть - крупнейшая не только в России, но и во всей Европе - символ новой Казани, не только без страха смотрящей в прошлое на свои древние корни, но и, что еще более важно, не тревожащейся за будущее российских мусульман.

Уверенность в будущем российского ислама продемонстрировало и требование, прозвучавшее на прошлой неделе в третьем по величине городе России Нижнем Новгороде - о том, чтобы вице-президентом страны всегда был мусульманин. Конечно, это требование не найдет благоприятного отклика в среде российских правых националистов, но не будем забывать, что президент Путин заинтересован в налаживании связей с мусульманскими странами для продвижения сферы российского торгового и политического влияния. Пока он активно поддерживает дружеские отношения с мусульманским миром; Кремль даже как-то говорил о том, что Россия когда-нибудь может стать членом организации 'Исламская конференция' (ОИК).

Эта политика уже принесла свои первые плоды два года назад, когда России был предоставлен статус наблюдателя в ОИК и президент Путин получил приглашение на саммит организации в Малайзию. В обращении к конференции он заявил, что миллионы российских мусульман - это 'неотъемлемая часть российского народа', ценный 'ресурс' и 'достояние' России. Если Путин и правда верит в то, что говорит, он должен обратить серьезное внимание на призыв, прозвучавший в Нижнем Новгороде.

История мусульманства в России длинна и печальна. Получение ими почетного места в системе государственной власти означало бы, что все переменилось, а это, в свою очередь, изменило бы и отношение мусульман к самой России.