Наим Ашнаб был прежде лидером компартии Палестины и членом Национального совета Организации освобождения Палестины
28 июня 2005 года. Для оценки современных российско-арабских (включая Палестину) отношений стоит взять в качестве отправной точки Октябрьскую революцию 1917 года в России.
Одним из первых актов Ленина после прихода к власти было ознакомление мира с текстом Договора Сайкса-Пико (Sykes-Picot Treaty). Этот заключенный в 1916 году тройственным альянсом (Великобритания, Франция и царская Россия) договор ставил своей целью раздел арабского мира между тремя вышеназванными державами после краха Оттоманской империи в конце первой мировой войны. Ленин, однако, объявил, что Россия выходит из этого заговорщицкого договора, и осудил его.
В 1947 году правительство Великобритании поставило вопрос о Палестине на обсуждение Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) как конфликт между арабами и евреями. Представляя этот вопрос в таком свете, правительство Великобритании надеялось с помощью новой резолюции Генеральной ассамблеи ООН продлить свой мандат в Палестине. Но Советский Союз настаивал на ином решении.
На состоявшейся в апреле 1947 года специальной сессии, которая была посвящена обсуждению палестинской проблемы, советский представитель объявил, что правильным решением палестинской проблемы стали бы прекращение мандата Великобритании, вывод всех английских войск и образование независимого демократического государства для всех жителей Палестины без какой-либо дискриминации.
После агрессии Израиля в Газе в феврале 1955 года, которая привела к гибели 29 египетских солдат, президент Египта Гамаль Абдель Насер (Gamal Abdul Nasser) принял решение найти альтернативные источники поставок вооружений, вместо того чтобы полагаться на западные державы.
Летом 1955 года Насер принял участие в конференции неприсоединившихся стран в Бангкоке, Индонезия, где при содействии китайского премьер-министра Джоу Эн Лая (Chou En Lai) ему удалось заключить с Чехословакией соглашение о ничем не обусловленных поставках вооружений.
Эта сделка важна тем, что была первой сделкой незападной страны с арабской страной. Вскоре по этому пути пошел и Советский Союз, ставший главным поставщиком оружия и военной техники для арабских стран.
Однако немедленно последовавшие за этой беспрецедентной сделкой по вооружениям ответные действия Запада были суровыми. Всемирный банк под давлением США отозвал свое предложение о содействии в финансировании строительства Асуанской плотины в Египте. В ответ Насер национализировал компанию "Суэцкий канал", которая принадлежала английскому и французскому капиталу.
Это привело к тройственной агрессии против Египта в ноябре 1956 года. И опять вмешался Советский Союз, который предупредил Великобританию, Францию и Израиль, что, если они не прекратят военные действия против Египта, то могут стать объектом удара советских баллистических ракет.
Палестино-советские отношения установились лишь после израильской агрессии в июне 1967 года. В 1968 году Насер сопроводил Ясира Арафата (Yasser Arafat) и делегацию Организации освобождения Палестины (ООП) в Москву и представил их советскому руководству. После этого палестино-советские отношения развивались независимо.
Однако в феврале 1985 года Арафат и король Иордании Хусейн (Hussein) подписали так называемое Амманское соглашение, которое было совместной попыткой решить палестино-израильский конфликт посредством исключительно американского посреднического канала, по египетскому примеру Анвара Садата (Anwar Sadat). Москва сочла это очередным серьезным ударом по советскому влиянию в регионе (вслед за Кэмп-Дэвидским соглашением от 1978 года, в котором посредником выступали только Соединенные Штаты), и в палестино-советских отношениях наступило первое серьезное охлаждение.
Теплота возвратилась в палестино-советские отношения только весной 1987 года, когда 18-я сессия Национального совета ООП в Алжире аннулировала Амманское соглашение, которое не принесло никаких результатов. Отказ от этого соглашения проложил путь к восстановлению единства ООП и возобновлению позитивных отношений с Советами.
В этой дружественной атмосфере был образован Советско-палестинский координационный комитет высокого уровня, который проводил регулярные заседания. С самого начала палестинским представителем в этом комитете был Махмуд Аббас (Mahmoud Abbas).
Однако развал Советского Союза привел к драматическому упадку роли и влияния России в регионе, в том числе применительно к палестино-израильскому конфликту. Эта незначительная роль России остается и поныне, хотя Россия сохраняет некоторое влияние как член Совета Безопасности ООН и "ближневосточного квартета" (международных посредников).
Нет сомнений в том, что с падением Советского Союза арабский мир в целом и палестинцы, в особенности, потеряли могущественного стратегического союзника. Даже консервативные арабские правители признали, что у них сократились возможности для маневра, и теперь они подвергаются прямому диктату единственной оставшейся в мире сверхдержавы.
Недавний визит на Ближний Восток Владимира Путина свидетельствует о том, что Россия все так же сильно желает восстановления отношений с арабским миром, пусть даже постепенного. С точки зрения арабов и палестинцев, перспектива частичного восстановления влияния, которое имела на Ближнем Востоке Россия, помогла бы компенсировать, пусть даже не полностью, пристрастную политику Соединенных Штатов. Здесь стоит отметить, что первый заграничный визит Аббаса после того, как он был избран президентом Палестинской автономии, был в Москву.