Правительства США и ЕС хотят переворота в Белоруссии. Белорусская оппозиция давно уже пристроилась к их кормушке
Серия 'демократических революций', начавшаяся в 2000 г. в Белграде, продолжится в будущем году в Белоруссии свержением президента Александра Лукашенко. Поскольку выяснилось, как важны имена, цвета и символы для инсценируемых революций, то уже сейчас рассматривается название 'васильковая революция'. Поэтому на сей раз оппозиция будет выступать в голубом цвете.
Сценарий следует схеме, апробированной в 2000 г. в Югославии, в 2003 г. в Грузии и в 2004 г. на Украине. После окончания президентских выборов их результаты с той или иной долей правомерности объявляются сфальсифицированными, организуются эффектные для СМИ демонстрации протестующих и, наконец, 'захватывается' власть при поддержке значительных структур государственного аппарата и правящей элиты, уже не видящих смысла в сохранении существовавшей расстановки сил.
По времени 'васильковая революция' намечена в Белоруссии на сентябрь 2006 г., когда будут проводиться президентские выборы. Потенциальная жертва 'революции', президент Лукашенко, держится спокойно, говорит, что уже 10 лет его безуспешно пытаются свергнуть, но и впредь никому это не удастся. В Белоруссии не будет никаких революций - ни оранжевых (намек на события на Украине), ни банановых.
Выборы были свободными и честными
Александр Лукашенко впервые был избран на незадолго созданный до этого пост президента 10 июля 1994 г. В выборах приняло участие 70% избирателей, и проголосовали за него свыше 80% принявших участие в выборах. Даже те круги, которые называют сегодня Лукашенко 'последним диктатором Европы', признают, что выборы 1994 г. были свободными, честными и демократичными. Его сопернику, тогдашнему премьер-министру Вячеславу Кебичу, во время президентства Бориса Ельцина мощную поддержку оказывало российское правительство.
В ноябре 1996 г. Лукашенко добился с помощью референдума значительных изменений в конституции. Они позволили расширить полномочия президента, ограничив при этом права парламента. Одновременно было одобрено продление срока пребывания Лукашенко на посту президента, который должен был закончиться в 1999 г., до 2001 г. По официальным данным на референдуме свое согласие выразили 70% избирателей.
9 сентября 2001 г. Лукашенко был вторично избран президентом, собрав 75,6% голосов. Его главный соперник, лидер профсоюза Владимир Гончарик по официальным данным получил 15,4%. Кроме того, 2,5% пришлись на третьего кандидата, Сергея Гайдукевича из белорусского филиала правоэкстремистской либерально-демократической партии России.
Оппозиция заявила о широкомасштабной фальсификации результатов выборов. Гончарик ссылался на 'независимый опрос' (заказанный и оплаченный американскими организациями), согласно которому он в действительности мог бы получить 40% голосов, а Лукашенко 46%. Даже если бы этот опрос хотя бы приблизительно был верным, то было бы грубым извращением фактов утверждение об 'украденной победе оппозиции'. Это, видимо, почувствовали и те 2000 демонстрантов, собравшиеся в центре Минска, чтобы праздновать победу Гончарика или протестовать против 'фальсификации выборов'. После того как были объявлены результаты, толпа быстро разошлась по домам в подавленном настроении. 'Демократическую революцию', в которую американское правительство, а также многочисленные 'частные' организации и фонды США и ЕС вложили в 2001 г. примерно 40 миллионов долларов, пришлось отложить.
Тем временем противники Лукашенко с помощью 'независимых опросов общественного мнения' понижают его рейтинг среди населения до 30%. Но одновременно они признают, что и этот показатель намного больше, чем у любого кандидата от оппозиции. Популярность президента не оспаривается даже его самыми отчаянными противниками, а тем, кто уже 10 лет работает над его свержением, она как и прежде, доставляет большую головную боль.
Никакой 'шоковой терапии'
Лукашенко последовательно отказывался от навязываемых империализмом 'шоковой терапии' и оголтелых капиталистических экспериментов в экономике. Многих перекосов, от которых еще и сегодня страдает Россия и большинство постсоветских республик, Белоруссии, благодаря этой политике, удалось избежать. В Белоруссии не появились миллиардные состояния в руках у горстки спекулянтов, как это произошло в России. Уровень пенсий выше, чем в России, на Украине или в приласканной американцами образцово-показательной Грузии. И главное: пенсии, равно как и зарплаты, в отличие от этих государств выплачиваются аккуратно и пунктуально. Поэтому пенсионеры являются одними из самых верных сторонников Лукашенко, что вызывает у некоторых стратегов его смещения надежду на создание конфликта поколений. Большое внимание президент уделяет тому, чтобы с помощью целенаправленных инвестиций и дотаций уберечь сельское население и сельское хозяйство от катастроф, происшедших в большинстве государств бывшего Советского Союза.
Многие годы оппозиция пыталась представить Лукашенко 'холопом русских', стремящимся лишить Беларусь ее 'национальной самобытности' и 'продать ее России'. Эта русофобская демагогия не нашла большого отклика в стране, где значительная часть населения считают себя русскими. Кроме того, эта тактика помешала оппозиции понять, что Лукашенко в силу своего стремления сохранить власть и не думает даже подчиняться России, на самом деле являясь самым активным защитником независимости Беларуси, в том числе и вопреки амбициям Москвы.
Действительно, методы правления Лукашенко - авторитарные, но далеко не в той степени, в какой утверждают его враги. Существует более десятка оппозиционных партий и несколько сотен оппозиционных неправительственных организаций, живущих в основном на дотации из бюджета США. Намеренно третируя оппозицию, Лукашенко держит ее в постоянном напряжении. И, прежде всего, оппозиция сама парализует себя, допуская политические ошибки и постоянно ссорясь. В парламенте, вновь избранном в прошлом году, больше нет ни одного оппозиционного политика. Кроме отростка российской либерально-демократической партии, которая не причисляется к оппозиции, ни одна оппозиционная партия не смогла преодолеть пятипроцентный барьер. Во всех избирательных округах выступало минимум 3 - 4 кандидата от оппозиции, ослабляя друг друга. Таким образом, поражение оппозиции, в первую очередь, ее собственных рук дело.
Кто кандидат?
Выбору альтернативных Лукашенко кандидатов в планировании переворота отводится центральное место. Американское правительство и финансируемые из государственного бюджета американские организации типа National Endowment for Democracy при подготовке уже осуществленных переворотов - в Югославии, Грузии и на Украине - придавали большое значение сплочению оппозиции в единый блок и по возможности вокруг одного кандидата. Угроза США поддерживать только этот блок и только этого кандидата становилась мощным рычагом давления.
Избранником станет не тот, кто будет усерднее всех смотреть в рот своему спонсору, по крайней мере, в теории, а самый перспективный кандидат, то есть тот, кого сочтут способным победить Лукашенко.
Многие месяцы перед югославскими президентскими выборами в 2000 г., в результате которых был свергнут Слободан Милошевич, американские институты, исследующие общественное мнение, регулярно проводили опросы с целью выявления симпатий населения ко всем потенциальным кандидатам от оппозиции. При этом выяснилось, что среди всех возможных претендентов наибольшие перспективы победить Милошевича были у Воислава Коштуницы. Это был националистически настроенный политик, вызывавший доверие, прежде всего, своей критикой американской политики на Балканах и, в частности, в отношении Югославии. Коштуницу поддержал широкий блок оппозиции, и с помощью американских рекламных агентств он выиграл выборы. На этом примере видно, что господствующим кругам США цель свержения враждебного политика намного важнее, чем вопрос, кто будет после него.
В Белоруссии на сегодняшний день о своей заинтересованности принять участие в президентских выборах в сентябре 2006 г. заявили 12 оппозиционных политиков. В ближайшее время число претендентов может возрасти до 15 - 20. Но никто из них не имеет той степени популярности, которая бы выделяла его из массы остальных.
Решение, возможно, будет принято осенью этого года. Оппозиция пытается настроить на хороший лад американских спонсоров, планируя провести так называемые предварительные выборы. Это спонсорам хорошо знакомо: до непосредственной дуэли между кандидатами в президенты партийные съезды республиканцев и демократов проводят голосование в штатах, чтобы определить, кто будет участвовать в большой гонке.
Как это конкретно будет проходить в Белоруссии, где вообще невозможно точно сказать, сколько сторонников у каждой отдельной партии, неясно. Во всяком случае, можно констатировать, что в 2001 г. оппозиции удалось при активной американской поддержке договориться об одном общем кандидате.
Определение кандидата от оппозиции должно произойти на съезде, который, вероятно, пройдет в одной из соседних стран, чтобы избежать репрессий, и главным образом, чтобы добиться максимального внимания со стороны американских и европейских СМИ. С этой точки зрения, выбор, видимо, падет на Украину, где в прошлом году прошла последняя 'демократическая революция'.
Но поскольку на глазах у 'мировой общественности' не хотелось бы предстать в непривлекательном, хотя и в подлинном виде, безнадежно рассорившейся сектой или кликой, рассматривается возможность раздельного проведения съезда. Драка по поводу общего кандидата должна сначала пройти в Белоруссии, а за границу съезд направится только для торжественной, заключительной части, предназначенной для иностранных СМИ.
Два оппозиционных блока
В белорусской оппозиции сформировалось два блока: 'Пятерка плюс' и Европейская коалиция 'Свободная Беларусь'.
'Пятерка плюс' состоит - отсюда и название - из 5 партий, к которым присоединились несколько более мелких организаций. Основные участники:
- Белорусский народный фронт, националистическая, воинственно антироссийски настроенная партия, на первых порах определявшая лицо белорусской оппозиции.
- Объединенная гражданская партия. Она тесно сотрудничает с российским Союзом Правых Сил, выступающим за 'либеральный', разнузданный, капитализм. Гражданскую партию поддерживают и российские предприниматели, надеющиеся на расширение своего влияния на белорусскую экономику. У лидера ОГП Анатолия Лебедко сейчас самые большие шансы стать кандидатом на президентских выборах от оппозиции.
- Белорусская социал-демократическая Громада, теперь уже одна из трех враждебных друг другу фракций социал-демократической партии.
- Белорусская социал-демократическая рабочая партия.
- Партия коммунистов Беларуси, продукт распада белорусского отделения КПСС.
Кроме того, в союз 'Пятерка плюс' входят, в частности, Зеленая партия и группа 'Республика', единственная оппозиционная партия, имевшая свою фракцию в парламенте прошлого созыва.
Союз опубликовал свою программу 'Пять шагов к лучшей жизни', которая, однако, по оценке даже самых доброжелательных комментаторов, не выходит за рамки общих заявлений (благосостояние для всех, больше иностранных инвестиций, вступление в ЕС).
Совершенно очевидно, что союз 'Пятерка плюс' - это взрывоопасная семь противоречий. Так, между Белорусским народным фронтом, занимающимся преимущественно сжиганием российских флагов перед иностранными камерами, и прорусской Объединенной гражданской партией, презирающей 'романтику национал-радикалов', лежит пропасть. А члены Партии коммунистов Беларуси не доверяют ни Белорусскому народному фронту, ни Объединенной гражданской партии, не понимая политику своего руководства, решившегося войти в этот блок.
Голубые, как ЕС и НАТО
Второй блок партий оппозиции - Европейская коалиция 'Свободная Беларусь'. Основу его составляет Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада), одна из трех фракций социал-демократической партии. Сюда входят также 'Хартия-97' и союз 'Молодая Беларусь', состоящий главным образом из организации 'Молодой фронт'. Ходят слухи, что группа 'Республика' может из 'Пятерки плюс' перейти в Европейскую коалицию 'Свободная Беларусь'.
С точки зрения правительства США и ЕС, блок 'Свободная Беларусь' будет более привлекательным, более современным и благодаря однородности своего состава также и более надежным из этих двух блоков. С другой стороны, в 'Пятерку плюс' входят такие силы, как Белорусский Народный фронт и Объединенная гражданская партия, без которых любому оппозиционному блоку не обойтись.
Европейская коалиция 'Свободная Беларусь' собирается вести свою предвыборную борьбу под знаком голубого василька, традиционного символа белорусского отечества, и под знаменем ЕС. Его основной цвет - голубой, как и у НАТО. Таким образом, во время предвыборной борьбы голубой цвет будет вызывать иллюзию присоединения к ЕС и НАТО буквально с реактивной скоростью.
С другой стороны, видимо, будет сложно, сделать василек и голубой цвет общим символом оппозиции и желанной 'демократической революции', после того, как эти символы были уже взяты одним из соперничающих блоков.
До самого последнего времени блок 'Свободная Беларусь' во главе с Николаем Статкевичем все еще казался перспективным претендентом на получение поста кандидата от оппозиции на президентских выборах. Но, во-первых, его собственная партия 'Народная громада' лишила его поста председателя и вообще исключила из своих рядов. А во-вторых, Статкевич был в мае приговорен к двум годам лишения свободы за организацию несанкционированной демонстрации.
Шансы успешного осуществления плана переворота в сентябре 2006 г. оцениваются даже 'мозговыми центрами', близкими к оппозиции, пессимистически. Поэтому возрастает значение оппозиции альтернативной, которую поддерживает даже американский Конгресс: кнутом и пряником следует заставить российского президента Путина бросить Лукашенко.
Прямым последствием этого может стать отмена фактических дотаций белорусской экономике за счет низких цен на российские энергоносители, что вызвало бы в Белоруссии серьезные осложнения. Но вполне вероятна, по мнению Запада, и организация руками России с молчаливого согласия США и ЕС 'дворцового переворота' в Минске. При этом последним придется пойти на неизбежный при такой тактике побочный эффект: при таком перевороте у руля в Белоруссии могут встать силы, которые еще больше подчиняться России, чем это делает Лукашенко. Но зато потом, при последующей, второй 'революции' положение может быть скорректировано.