Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Требования и стимулы: стратегия США в отношениях с Украиной

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Превращение Украины в демократическую страну с рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство, в политическом плане ориентированную на Европу, будет во многом способствовать укреплению стабильности и сотрудничества на континенте, а потому должно являться одной из приоритетных стратегических задач внешней политики США. Украина - крупная европейская страна, занимающая важное геополитическое положение на стыке Европы, Причерноморья и Кавказского региона

Директор Программы по изучению России и Евразии и член правления Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies)

Превращение Украины в демократическую страну с рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство, в политическом плане ориентированную на Европу, будет во многом способствовать укреплению стабильности и сотрудничества на континенте, а потому должно являться одной из приоритетных стратегических задач внешней политики США. Украина - крупная европейская страна, занимающая важное геополитическое положение на стыке Европы, Причерноморья и Кавказского региона. Ее географическое расположение придает ей особое значение и в геоэкономическом плане; помимо прочего она является потенциальным торговым 'коридором' между Европой и Азией.

По сравнению с другими посткоммунистическими странами Восточной Европы ее экономика отличается большей диверсификацией: она обладает солидным потенциалом в топливно-энергетическом, оборонном, научно-техническом, промышленном и аграрном секторах. Обеспечение безопасности и экономического процветания Украины стало бы наглядным примером позитивного развития для посткоммунистических стран бывшего СССР, в первую очередь - для России. Одним словом, успех Украины имеет важное значение с точки зрения национальных интересов США, и в этой связи разработка последовательной и решительной стратегии в отношении этой страны вполне оправдано.

Более того, Украина делом доказала, что заслуживает поддержки США. В 1994 г. она добровольно отказалась от ядерного арсенала [унаследованного от СССР - прим. перев.], который по величине являлся бы третьим в мире. Урегулировав выборный кризис 2004 г. мирным путем и в рамках законности, Украина продемонстрировала, что принадлежит к евроатлантическому сообществу. Украинская политическая система в конечном итоге выдержала самую трудную проверку на демократичность, обеспечив проведение подлинно состязательных выборов и законную передачу власти кандидату-победителю. Ведущую роль в этом процессе сыграли простые граждане Украины, требовавшие учета своих голосов и отказавшиеся признать подтасованные результаты выборов: тем самым украинское общество продемонстрировало свою приверженность западным ценностям. Одним словом, президентские выборы на Украине показали, что возникшие в 1991 г. надежды на то, что после окончания Холодной войны основой глобальной безопасности станет единая и свободная Европа, не были беспочвенными.

Однако выборы - это только начало процесса. Украинским лидерам еще многое предстоит сделать, чтобы выполнить обещания 'оранжевой революции' и, в тесном сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС) и Соединенными Штатами, осуществить в стране радикальные преобразования и ее интеграцию в евроатлантическое сообщество. Уже в ближайшие месяцы они должны провести на Украине масштабные реформы. Украинские лидеры не должны ждать, пока Соединенные Штаты в одиночку сделают свою часть работы: две страны должны синхронизировать свои действия.

Чтобы Соединенные Штаты могли сыграть свою лидерскую роль, руководство страны должно превратить отношения с Украиной в один из приоритетов своей политики. Украина имеет приоритетное значение не только по вышеперечисленным стратегическим соображениям: на карту поставлен авторитет США. Если Соединенные Штаты окажутся не в состоянии воплотить в жизнь устойчивую стратегию развития и интеграции Украины, то как им удастся это сделать в отношении других стран - с меньшим экономическим потенциалом, более слабыми демократическими институтами, и к тому же более удаленных от европейских союзников США?

Времени для разработки и реализации этой стратегии осталось немного.

Учитывая, что в марте 2006 г. на Украине должны состояться парламентские выборы, у украинских граждан уже скоро появится возможность демократическим путем показать новому руководству, насколько успешно оно реализует обещания о лучшем будущем для страны в рамках Европы. В оставшиеся месяцы Соединенные Штаты должны конструктивно взаимодействовать с новым демократически избранным руководством в Киеве ради выполнения обещаний о превращении Украины в европейскую страну.

Стратегия США в отношении Украины в 2005 г. должна основываться на сочетании требований и стимулов.

Требования:

Соединенные Штаты должны требовать от украинских лидеров и общества осуществления политического курса и институциональных изменений, необходимых для ее полноправного членства в евроатлантическом сообществе.

Украина - важная страна с громадным потенциалом: она заслуживает, чтобы к ней относились как к серьезному кандидату на вступление в самый широкий круг политических и экономических институтов и структур, связанных с безопасностью. Необходимо стремится к ее интеграции в эти институты, но интеграции 'по заслугам'. Мы окажем Украине дурную услугу, если 'даруем' ей членство в широком круге основополагающих институтов евроатлантического сообщества без выполнения ею требований, предъявляемых к нынешним участникам этих структур: ведь именно соответствие этим критериям сделает Украину полноценным членом евроатлантического сообщества.

Стимулы:

Соединенные Штаты должны создать украинским лидерам и обществу все возможности для выполнения предъявляемых к ним требований. Украине необходимо обеспечить соответствие критериям для членства в евроатлантических институтах, но и Соединенным Штатам необходимо устранить устаревшие барьеры, бюрократические препоны, и сложившиеся представления, мешающие быстрому продвижению Украины вперед в тех сферах, где она обладает и желанием, и возможностями для выработки политики и создания институтов, соответствующих ее стремлениям.

К концу 2005 г. США должны выработать политический курс в отношении Украины, сочетающий следующие требования и стимулы:

(1) Соединенные Штаты должны использовать свои каналы воздействия и свое влияние, чтобы ЕС недвусмысленно заявил о том, что двери для членства Украины в Союзе открыты. События 2004 г. продемонстрировали, что место Украины - в Европе, однако ЕС пока не выступил за декларацией, аналогичной натовскому заявлению об 'открытых дверях' в эту организацию для всех стран, отвечающих соответствующим критериям. Подобное заявление ЕС не будет означать конкретного обязательства о приеме Украины в Союз - особенно с учетом конституционного кризиса в Евросоюзе и задач, связанных с интеграцией новых членов: этим заявлением Европа предъявит Украине требования и создаст стимулы, побуждающие лидеров и граждан Украины к построению демократии и рыночной экономики, совместимых с политическим и экономическим устройством стран ЕС.

(2) В рамках НАТО Соединенные Штаты должны возглавить процесс интенсификации Диалога по вопросам вступления с Украиной, имея в виду разработку для этой страны Плана действий по вступлению в НАТО (Membership Action Plan) после проведения свободных и честных выборов в 2006 г. За последнее десятилетие Украина и НАТО сумели наладить весьма успешное сотрудничество. Украина уже продемонстрировала способность вносить позитивный вклад в обеспечение трансатлантической безопасности, направив миротворческие силы на Балканы и воинский контингент в состав стабилизационных сил в Ираке. В последние годы проблемы, сдерживавшие продвижение Украины к вступлению в НАТО, носили прежде всего политический, а не военный характер.

Демократические президентские выборы 2004 г., демократические парламентские выборы 2006 г. и заявления нового руководства о стремлении к евроатлантической интеграции дают и дадут окончательный ответ на вопрос о политической ориентации Украины. В детальном Плане действий должны быть изложены способы, позволяющие Украине обеспечить соответствие критериям членства в НАТО, и с правительства страны надо будет спрашивать в соответствии с этими критериями.

(3) Соединенным Штатам следует поддерживать укрепление региональной межгосударственной организации ГУАМ (Грузия-Украина-Азербайджан-Молдова), чтобы обеспечить разработку и воплощение решений региональных проблем самими странами региона (участницами организации) на основе развития демократии и экономического сотрудничества. Среди этих проблем одно из важнейших мест занимает обеспечение безопасности границ. Профессиональная и эффективная охрана границ в регионе позволит соответствующим странам лучше справляться с проблемами контрабанды, коррупции, и возможного перемещения представителей международных террористических и преступных группировок. Кроме того, усиление регионального сотрудничества в этой области позволит Украине успешнее бороться с контрабандой на границе с Молдовой, что будет способствовать урегулированию 'замороженного' Приднестровского конфликта.

Соединенные Штаты должны играть в этом процессе более активную роль, сотрудничая с Украиной в рамках многосторонних усилий по решению проблемы статуса охваченного преступностью Приднестровского анклава, которая препятствует развитию Молдовы в качестве нормальной европейской страны.

(4) Соединенные Штаты должны поддерживать развитие стабильных и конструктивных отношений между Украиной и Россией. Европейская ориентация Украины не должна наносить ущерба ее отношениям с Россией, которая также стремиться к укреплению связей с Европой и международной интеграции. Соединенным Штатам следует поддержать политику президента Виктора Ющенко по налаживанию свободной торговли и всестороннего экономического сотрудничества с Россией в той мере, в какой соглашения в этой области не препятствуют будущему вступлению Украины в ЕС.

(5) Украину следует освободить от ограничений в рамках поправки Джексона-Вэника. Более того, учитывая, что в настоящее время американские власти рассматривают заявку Украины о присвоении ей статуса страны с рыночной экономикой, Соединенным Штатам следует в течение лета 2005 г. провести в интенсивном режиме переговоры о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО), с тем, чтобы она смогла войти в состав ВТО уже к ноябрю 2005 г.

Чтобы ускорить этот процесс, Украина должна реформировать свое торговое законодательство и юридическую систему, в том числе принять важные законы о правах интеллектуальной собственности, но и Соединенные Штаты могут сыграть в этом свою роль, активно взаимодействуя с украинским правительством и поддерживая его, а также давая новому руководству рекомендации относительно приоритетов и стратегии в целях эффективного выполнения требований США и международного сообщества, предъявляемых к будущим членам ВТО.

(6) К ноябрю 2005 г. Соединенные Штаты должны включить Украину в список кандидатов для участия в программе, которую осуществляет Корпорация 'Вызов тысячелетия' [Millennium Challenge Corporation - федеральное агентство помощи бедным странам - прим. перев.] (КВТ).

Концепция 'Вызов тысячелетия' предусматривает создание стимулов и поддержку стран, ставящих целью создание рыночной экономики, установление законности, обеспечение экономического роста за счет поощрения внутренних и иностранных инвестиций, а также совершенствование системы государственного управления.

Помощь в рамках программы предоставляется не только наиболее нуждающимся странам, но и тем государствам, где, за счет приверженности руководства и общества вышеуказанным целям, создались благоприятные возможности для их реализации. С точки зрения уровня доходов на душу населения Украина соответствует критериям для участия программы: необходимо только, чтобы уже в 2005 г. правление КВТ включила Украину в список стран-кандидатов на основании ее прогресса в формировании рыночной экономики и демократического строя. В качестве кандидата Украина сможет участвовать в конкурсе для получения финансовой помощи на осуществление программ по борьбе с коррупцией, устранению бюрократических препон на пути рыночных реформ и социальному развитию страны с участием гражданского общества. После 'оранжевой революции' Украина полностью соответствует сформулированному Джорджем У. Бушем определению стран, для которых предназначена программа.

(7) Правительствам Соединенных Штатов и Украины следует немедленно создать межведомственную двустороннюю программу по технической помощи в борьбе с коррупцией. Создание на Украине общей атмосферы законности - критический параметр ее будущего, включающий в себя не только власть и деловое сообщество, но и права человека, независимость средств массовой информации и формирование активного гражданского общества. Снижение уровня коррупции жизненно необходимо для проведения некоторых важнейших реформ, которые требуются Украине для того, чтобы быть в состоянии в дальнейшем совершенствовать свою экономическую систему и продолжать переговоры по интеграции в евроатлантические институты, включая ВТО, НАТО и ЕС. Для привлечения в экономику как внутренних, так и иностранных инвестиций, без которых невозможно повысить темпы экономического роста и жизненный уровень жителей Украины, необходимо улучшить инвестиционный климат.

(8) Продолжая указанную линию, правительству Соединенных Штатов следует сформировать деловой диалог между США и Украиной, в котором должны участвовать представители как американской, так и украинской промышленной и финансовой сферы. В рамках этого диалога необходимо рассмотреть вопросы о путях улучшения делового и инвестиционного климата на Украине. Общая сумма прямых иностранных инвестиций в Украину сейчас составляет всего 8 миллиардов долларов, тогда как в Польше это 65-70 миллиардов долларов.

В случае, если украинские власти проведут реформу законодательства, касающегося коммерческой и инвестиционной практики, то, по оценкам экспертов, страна сможет привлекать 2-4 миллиарда долларов в год инвестиций ежегодно, что даст положительный импульс экономическому росту, занятости населения, а также повысит доходную часть государственного бюджета. Подобный деловой диалог станет для Соединенных Штатов сравнительно недорогим способом создать предпосылки для экономического роста на Украине и продемонстрировать украинскому народу, что он выбрал правильный путь к светлому будущему.

(9) Соединенным Штатам следует помочь Украине укреплять свою энергетическую независимость, для чего они должны инициировать и всячески поддерживать стремление правительства Украины увеличить степень диверсификации источников энергии и эффективности ее использования с опорой на рыночные механизмы. Соединенные Штаты могут оказать содействие правительству Украины в том, чтобы осознать реальные возможности по укреплению диверсификации поставщиков энергоносителей, одним из элементов которого может стать увеличение внутреннего производства энергии.

Соединенные Штаты могут провести с Украиной работу по совершенствованию среды для инвестиций в разведку и освоение месторождений нефти, природного газа, угольного метана и каменного угля. Не менее важно для Украины и повышение топливной экономичности, с тем чтобы положить конец зависимости украинских потребителей от государственных субсидий на энергоносители, что к тому же является одним из условий европейской интеграции.

(10) Соединенным Штатам следует увеличить финансирование американо-украинских экспертных, научных, профессиональных и студенческих обменов. Вследствие скудного финансирования и, соответственно, ограниченных возможностей обучаться на Западе, украинцы, в отличие от своих их соседей из России, Польши и Румынии, не располагают достаточными средствами для совершенствования своего образования и углубленного знакомства с американской культурной и общественной жизнью. Программы обменов могут внести существенный вклад в долгосрочное стратегическое партнерство, но, кроме этого, позволяют в сжатые сроки нарастить человеческий капитал в таких важнейших областях, как здравоохранение, наука, предпринимательство, гуманитарные и юридические науки.

Вывод: Как усилить возможности создания мощной и долгосрочной стратегии США в отношении Украины

Чтобы удовлетворять требованиям мощной и долгосрочной стратегии, как было указано выше, Соединенные Штаты следует провести конкретный двусторонний анализ продвижения как американской, так и украинской сторон в выполнении совместного заявления президентов Буша и Ющенко от 4 апреля 2005 года 'Повестка дня украинско-американского стратегического партнерства в новом веке'.

Одним из элементов данного анализа должна стать оценка международными донорами объема финансирования, необходимого для поддержания процесса евроатлантической интеграции Украины, в которой США должны играть ведущую роль. В данной оценке должны даваться масштабы и виды средств, необходимые для достижения данной цели, причем работа по выполнению указанных задач должна вестись именно на этой общей основе, а не представлять собой набор нескоординированных между собой программ, каждая из которых по отдельности может быть подвержена негативному эффекту краткосрочных перебоев с финансированием.

В совместном заявлении президенты двух стран изложили амбициозный, но целенаправленный план работы на ближайшие годы. Вопрос теперь состоит в том, насколько активно и плодотворно обе страны будут действовать, чтобы решение, принятое главами государств, стало реальностью.

Формирование устойчивой практики регулярного открытого анализа того, что сделано в данном направлении, создаст дополнительные условия для проведения в жизнь правительствами обеих стран обязательств, взятых на себя президентами, и даст возможность неправительственным организациям и организациям, представляющим гражданское общество в обеих странах, конструктивно помогать продвижению вперед, регулярно требуя от государственных органов отчета о проделанной работе.

____________________________________________________________

Избранные сочинения Селесты Уолландер на ИноСМИ.Ru

Политика США в отношении России ("Johnson's Russia List", США)

Россия: приговор Ходорковскому ("The Washington Post", США)

Российско-американские отношения и новые угрозы национальной безопасности ("Johnson's Russia List", США)

Селеста Уолландер: "Осадный менталитет" Кремля ("Center for Strategic and International Studies", США)

Последствия украинских выборов ("Center for Strategic and International Studies", США)

Селеста Уолландер: Путин использует трагедии, чтобы усилить контроль над властью ("National Public Radio", США)