Приговор Михаилу Ходорковскому, бывшему главе российского нефтяного концерна 'Юкос' - девять лет заключения в исправительной колонии - вызвал на Западе сомнения в отношении инвестиционного климата в России. Инвестировать в Россию - дело, не лишенное риска, однако опытные западные инвесторы считают, что с инвестиционным климатом в России нет особых проблем. Так считают и в Региональной инвестиционной ассоциации Фландрии (РИАФ).
От нашего корреспондента в Москве
РИАФ с 1996 г. входит в состав 'Игл Венчур Партнерс' (Eagle Venture Partners) - (ИВП), управленческой компании инвестиционных фондов, действующих в России и Казахстане. ИВП вкладывает капитал в российские и казахские предприятия малого и среднего бизнеса. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) является основным спонсором этих фондов. Всего фонды ИВП инвестировали совместно 85 млн. долл. (69,6 млн. евро) в 28 проектов. На данный момент 23 из них проданы полностью или частично за 124 млн. долл. В портфелях различных фондов находятся в настоящее время документы на участие в 8 проектах. ИВП инвестировала в основном в пищевую промышленность, производство упаковки, бытовой химии, стройматериалов, а также в сектор телекоммуникаций.
По мнению представителей РИАФ в России, дело 'Юкоса' ничего не меняет в инвестиционном климате в странах бывшего СССР. 'Юкос' - чисто политическое сведение счетов', - считает Ян Девейнгаэрт, менеджер РИАФ по инвестициям и генеральный директор ИВП. - 'Большой ошибкой Ходорковского был его план продать 'Юкос' американской 'Экссон'. Он также явно демонстрировал президентские амбиции. Тем самым он нарушал негласный договор с Кремлем о невмешательстве в политику'.
По мнению Девейнгаэрта, инвестиционный климат в России как раз очень хорош, и среднему предпринимателю, работающему честно, бояться нечего. 'А вот олигархам, накопившим на протяжении многих лет задолженности в результате масштабного уклонения от уплаты налогов, следует быть начеку. Такие проблемы возникают почти исключительно в отрасли сырьевых ресурсов, которая имеет для Кремля стратегически важное значение. Однако на деле такая ситуация существует везде. Мы держимся подальше от этой отрасли и работаем исключительно с политически благонадежным предприятиями среднего и малого бизнеса.'
Рост
У менеджера фонда Каспера Хейстеега нет иных эпитетов в адрес российского инвестиционного климата, кроме положительных. 'Прежде всего в потребительском секторе происходит огромный рост, от 25% до 50% ежегодно. И столица Москва с экономической точки зрения наиболее динамичный город Европы. Когда наблюдаешь строительство и открытие новых деловых центров, офисов, гостиниц, магазинов и супермаркетов, то чувствуешь что [рост] происходит именно здесь. Думаю, здесь уместно сравнение с Азией несколькими годами раньше'.
'Семьи могут тратить все большую часть своих доходов не на товары первой необходимости. Мы также ожидаем рост выше среднего в таких отраслях как торговля, услуги связи, банковские и страховые услуги, производство стройматериалов, бытовой аппаратуры и химии, а также пищевой промышленности'. Хотя инвестиционный климат хороший, проблематичным остается установление контактов с российскими предприятиями. 'Изначально натыкаешься на стену, но когда установлен надежный контакт с фирмой и там доверяют вам лично, то фактически дело сделано. Для русских инстинкт намного важнее результатов финансовой проверки, которая поэтому проводится у них менее основательно', - считают Девейнгаэрт и Хейстеег.
Предварительная проверка
'Но для нас тщательная предварительная проверка российских компаний как раз намного важнее, чем в Западной Европе, и мы занимаемся этим с особым вниманием. На это уходит чрезвычайно много времени, поскольку информация здесь не так легко доступна, как, например, во Фландрии. Мы также много времени уделяем изучению послужного списка менеджеров и подробному знакомству с генеральным директором компании'. Таким образом, инвестиционная деятельность в России - дело, не лишенное риска. 'Судебная система еще довольно слаба. Кроме того, нужно всегда иметь в виду, что ваш партнер может подкупить судью. Никогда нельзя рассчитывать на справедливое решение по делу', - утверждает Хейстеег. Это одна из причин, по которой ИВП в большинстве случаев устанавливает контакты в соответствии с нормами не российского, а английского права. 'Если что-то пойдет не так, то можно будет начать разбирательство вне России'.
По мнению Девейнгаэрта, один из способов уменьшить риски - тщательно следить за событиями в ходе всего инвестиционного периода. 'Наши представители в советах директоров обладают правом вето. Мы также в большинстве случаев располагаем одним местом в аудиторском комитете и правом назначать аудиторов и финансовых директоров. И иногда мы наделены правом принимать меры в случае неудовлетворительных результатов работы, включая возможность брать руководство [компанией] на себя'.