Ху Цзиньтао (Hu Jintao) отвел для своего визита в Россию, официальная часть которого начинается сегодня, четыре дня. Четыре дня, итогом которых должно стать, прежде всего, следующее: более тесные экономические связи с великим северным соседом.
Президент Китая в эти дни не собирается ограничиваться переговорами в столице со своим коллегой Владимиром Путиным. Запланирован также визит в Сибирь, в регион, представляющий для Китая интерес по двум причинам. Во-первых, продолжается наплыв переселенцев из Китая на малонаселенный Дальний Восток. Во-вторых, и в этом состоит главный интерес Китая, - Сибирь громадная кладовая сырьевых ресурсов.
Пекин в последние годы не упустил ни одной возможности, чтобы добиться доступа к российской нефти и газу. В России относятся к этому одновременно и с недоверием и с деловым интересом. 'Весь мир со страхом наблюдает за темпами экономического роста Китая, - в том числе и мы, - сказал корреспонденту "Moscow Times" Борис Титов, руководитель Российско-китайского экономического совета. - Но китайцы боятся и нас. Им нужна наша нефть'.
В центре внимание - проекты в сфере знергетики
Ху и Путин будут поэтому вести речь, прежде всего, о крупных проектах в сфере энергетики. С одной стороны, Пекин продолжает надеяться, что на запланированном транссибирском нефтепроводе в дальневосточную Находку будет, по крайней мере, построено ответвление на Дацин, город с нефтеперерабатывающими мощностями. Чтобы добиться этого, Китай выделил в феврале государственному российскому нефтяному концерну 'Роснефть' миллиардный кредит - и, тем самым, предположительно, облегчил ему приобретение дочерней компании нефтяного концерна ЮКОС. Но правительство Москвы рассчитывает на покупателя в лице Японии. Нефтепровод через море открывает к тому же возможность выхода на рынки сбыта на западном побережье США.
Помимо этого проекта Китай хотел бы принять участие в освоении газоконденсатного Ковыктинского месторождения в Восточной Сибири. Однако пока для реализации этого намерения есть возможности только у нефтяного концерна ТНК-ВР. Россия до сих пор проявляет в этих вопросах сдержанность, чем вызывает раздражение китайской стороны. 'Экономические отношения между Китаем и Россией отошли со временем на второй план, уступив политическим, - говорит Чжан Сюэлин (Guan Xueling), профессор пекинского университета Ренминь. - И мы все считаем, что такого не должно быть'.
Вся надежда на торговлю
Решающий импульс для двухсторонних отношений может дать торговля. Уже сегодня торговый оборот двух стран составляет более 21 млрд. долларов США. Российское правительство считает, что к 2010 году эту сумму можно увеличить в три раза. Китай уже сегодня самый крупный покупатель российских вооружений, и такая ситуация сохранится надолго, если ЕС будет придерживаться своего решения об эмбарго в отношении Народной республики. В будущем будут также увеличиваться потоки российской нефти в Китай, будь то по нефтепроводам или по железной дороге. 'Если у нас будет достаточно нефти, можно добиться всего', - говорит Игорь Рогачев, являвшийся до мая российским послом в Китае. Уже в этом году объемы поставок нефти железнодорожным транспортом должны увеличиться по сравнению с 2004 годом почти в два раза. Впрочем, настоящими друзьями рассорившимся в свое время соседним странам стать, видимо, не придется. Российскому страху перед наплывом китайских переселенцев противостоит глубоко укоренившееся презрение китайцев к русскому менталитету. Соседей они считают ленивыми, а мужчин поносят как пьяниц. 'Люди медлительны, - говорит профессор Чжан о русских. - В России все делается медленно, кроме автомобилей. У них там очень много шикарных машин'.