В союзниках - Китай
В июне был подписан договор о сотрудничестве национальных олимпийских комитетов Китая и России. Это соглашение заключено на 3 года с условием автоматического продления на такой же срок, если ни одна из сторон не будет иметь претензий. Китайские спортивные и политические руководители не раз публично признавались в желании на летней Олимпиаде-2008 в Пекине впервые обогнать Америку по количеству золотых медалей и выиграть неофициальный, но очень престижный командный зачет (завоевать 110 медалей общего достоинства, из них 39-40 золотых). В Китае любая спортивная победа - это победа политическая, показатель превосходства над Западом. Договором о сотрудничестве Китай сделал Россию своим главным союзником в борьбе за звание первой спортивной державы планеты против США.
Договор предусматривает, в частности, обмен тренерами и медицинскими работниками. Россия унаследовала лучшие в мире советские тренерские методики по многим видам спорта. Понятно, что лучшие российские тренеры готовы ехать "за длинным рублем" без всяких договоров и вне рамок обмена (что, кстати, и делают). Но китайские спецы не могут работать за границей без политического разрешения.
Китай считается негласным фармакологическим лидером мирового спорта, из-за чего возникает ощущение, что спортсмен из Поднебесной, побеждающий в совершенно "не китайском" виде, явно выступает на допинге, хотя никаких запрещенных препаратов в его организме тесты не находят. Те допинговые скандалы, которые были с их легкоатлетками и пловчихами, остались далеко позади.
Что выиграет и потеряет Россия?
На очереди еще и крупный спонсорский контракт НОК России с китайской фирмой, название которой пока не разглашается. Если он будет заключен, это, конечно, плюс. Возможно, не только для распорядителей финансов олимпийского движения России, но и для самих олимпийцев: глядишь, им увеличат призовые за медали на Играх или стипендии.
Что касается тренерской помощи Китаю, тут, скорее, один убыток. Еще советские тренеры в рамках сугубо политической дружбы двух режимов в свое время научили кубинцев боксировать. Плоды этой дружбы Россия пожинает до сих пор, неизменно проигрывая кубинцам по числу наград в одном из самых медалеемких видов олимпийской программы. А в Афинах призером стал уже китайский боксер, хотя в Китае бокс разрешили и стали развивать меньше пяти лет назад.
Сейчас в Китае основные составы команд по олимпийским видам расширены до 100 человек, а тренировочный процесс идет 6 дней в неделю по 7 часов ежедневно. И там, где спортсмены привыкли исступленно тренироваться, где их (в отличие от России) прекрасно финансируют из госбюджета и где нет соблазнов денежной карьеры за рубежом, российские спортивные секреты используют на все сто! В этом можно не сомневаться.
А вот сами китайцы вряд ли будут сильно подтягивать уровень россиян в тех видах, где доминируют или борются с ними на равных - например, в настольном теннисе или пулевой стрельбе. В спортивном мире памятен опыт тренеров из ГДР и СССР, чьи знания были использованы, технологии переняты, а сами носители ноу-хау были затем отстранены от работы, и иногда с дискредитирующими их скандалами.
Китай озабочен только одним - подтянуть до победного или хотя бы медального уровня те виды, которые у него отстают. И пока россияне по своей привычке "долго запрягают", на молодежные Игры стран СНГ и Балтии, прошедшие в России, уже был высажен крупный китайский десант из будущих олимпийцев-2012.
В США и Китае есть мощные ресурсы для поддержки спорта высоких достижений: у американцев просто больше денег, а у Китая это политическая задача, на решение которой средств не жалеют. В России же ждать радикального увеличения расходов на спорт не приходится, даже несмотря на приток нефтедолларов в бюджет. Поэтому, если китайцы выиграют "войну" с Америкой за право называться первой спортивной державой мира, Россия будет тешить свое уязвленное самолюбие мыслью, что в этой победе есть и "русский след".