На фотографиях со спутника атолл Диего-Гарсия похож на рай.
Небольшой уединенный атолл в Индийском океане со своими коралловыми пляжами, бирюзовой водой и просторный лагуной в середине находится в 1600 километрах от материка в любом направлении. Отличное укрытие. Но никому не разрешается ступить на эту землю.
Малоизвестное британское владение, переданное в аренду Соединенным Штатам в 1970 г., было важнейшим местом сосредоточения американских войск во время операций в Афганистане и Ираке. Атолл продолжает фактически выполнять роль авианосца, на котором размещены 1700 военнослужащих, называющих его 'Camp Justice' ('Лагерь Справедливость').
Но аналитики по разведке говорят, что географическая изоляция атолла Диего Гарсия используется в настоящее время в других, более мрачных целях.
По их утверждениям, это элемент в сети тайных лагерей ЦРУ для допросов наиболее ценных подозреваемых в терроризме вне зоны досягаемости американского и международного права.
Этих людей называют 'арестованными-призраками' или 'недавно исчезнувшими', а обращаются с ними так, что злоупотребления в тюрьме Абу Грейб под Багдадом или в лагере Гуантанамо на Кубе, которыми управляет военное ведомство, покажутся мелочью, утверждают аналитики по разведке.
В прошлом году директор Федерального бюро расследований Роберт Мюллер (Robert Mueller) заявил, что методы допроса, используемые ЦРУ 'нарушают все американские законы, запрещающие пытки' и дал поручение агентам ФБР выходить из помещения, когда туда входят люди из ЦРУ.
По мнению аналитиков, существует не менее двадцати таких непризнанных центров по всему миру. Несколько из них находятся в Афганистане (один известен как 'яма'), в Ираке, Пакистане, Иордании, на военной базе Гуантанамо и, как они подозревают, один на Диего-Гарсия, куда пленные доставляются двумя военными кораблями.
На этой неделе Организация Объединенных Наций заявила, что займется расследованием сообщений от надежных источников о том, что США содержат подозреваемых в терроризме в пунктах, существование которых не предается гласности, в том числе, на двух кораблях, которые, как считается, находятся в Индийском Океане.
'Естественно предположить, что один из таких лагерей находится на Диего Гарсия', говорит американский военный аналитик Джон Пайк (John Pike). 'Им нужно место, откуда трудно убежать, которое трудно атаковать, которое скрыто от любопытных глаз, и где происходит масса других вещей. Диего Гарсия в этом смысле идеально'.
Британское правительство категорически опровергло утверждения о том, что задержанных секретно содержат на острове. Когда представителю Пентагона Лоренсу де Рита (Lawrence DiRita) в прошлом году задали вопрос о Диего-Гарсия, тот прямо не опроверг существования лагерей, сказав: 'Я не знаю. Я просто не знаю'.
Однако, кое-что о деятельности ЦРУ известно: начиная с 2001 г. оно передавало подозреваемых в терроризме третьим странам для проведения 'агрессивных допросов'.
Канадец сирийского происхождения Махер Ахар (Maher Ahar) был пойман в Нью-Йорке и переправлен в Сирию, где, по его словам, его пытали. В прошлом месяце итальянский судья выдал ордер на арест 13 агентов и оперативных работников ЦРУ по обвинению в задержании египетского духовного лица на улице Милана и отправке его в Египет на допрос.
Практика переправки подозреваемых была начата при президенте Клинтоне в 1998 г. после взрывов у американских посольств в Кении и Танзании. Как говорит специалист по разведке Уэсли Уарк (Wesley Wark) была поставлена задача доставить подозреваемых из 'Аль-Каиды' и 'Талибана' на допрос в США.
'Это был легализованный киднэппинг, - говорит он. - Им удалось схватить нескольких человек, а потом доставить их обратно. Но после 11 сентября политика изменилась в сторону 'чрезвычайной выдачи'. Подозреваемых начали отправлять не в США, а в другие места, где на них не распространялось действие американской правовой системы. Это стали применять к самым разным людям'.
По данным 'New York Times', с 2001 г. в Египет, Марокко, Пакистан, Узбекистан, Таиланд, Малайзию и Индонезию было отправлено от 100 до 150 человек. Во всех этих странах практикуются пытки.
Но высылаются лишь подозреваемые, не имеющие высокой ценности, поскольку контроль в этом случае передается другой стране.
'ЦРУ оставляет ценных подозреваемых себе, - говорит он. - И они выжимают из них все'.
Известно, что в августе 2002 г. ЦРУ одобрило использование 'усиленных' мер допроса, в том числе психологических и насильственных методов. Считается, что к ним относится пытка водой, когда голову заключенного опускают в воду, не доводя до того, чтобы он окончательно захлебнулся, а также непредоставление обезболивающих лекарств и имитация похорон заключенного.
Через месяц Кофер Блэк (Cofer Black), в то время директор операций ЦРУ, а в настоящее время ответственный в Государственном департаменте за борьбу с терроризмом, заявил комитету Конгресса по разведке, что он не может распространяться на тему 'совершенно секретной' информации. 'Все, что вам надо знать - это то, что было до 11 сентября и было после 11 сентября. После 11 сентября шутки кончились'.
Несмотря на уверения многих специалистов о том, что пытками не добиться ценных показаний, Пайк утверждает, что ЦРУ твердо убеждено в эффективности 'агрессивного допроса'. 'Прекрасно было бы считать, - говорит он, что пытки негуманны, нелегальны и неэффективны, но дилемма в том, что они действительно эффективны. ЦРУ знает об этом по своему прошлому опыту'.
Поскольку ЦРУ работает вне закона, делая то, к чему власти не хотят официально иметь отношения, 'его не обязывают международные договоры', говорит Пайк, руководитель GlobalSecurity.org.
Белый Дом заявил, что он не считает, что на его противников в войне с терроризмом (их теперь называют 'задержанными, представляющими угрозу безопасности') распространяется Женевская конвенция о военнопленных, запрещающая 'посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, пытки и истязание'.
Но критики указывают на то, что конвенция также утверждает, что 'никто, находящийся в руках врага, не должен находиться вне закона'.
Более того, они утверждают, что США подписали и более десяти лет назад ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах. Пакт запрещает содержание в тюрьме без права переписки, требует официального уведомления о центрах задержания, регистрации задержанных, сообщения семьям о задержании и ведения документации.
По отношению к заключенным-призракам не соблюдается ни одно из этих положений, говорит Дэвид Данциг (David Danzig), представитель правозащитной группы Human Rights First, подготовившей два доклада об обращении с задержанными как в рамках военной системы США, так и в непризнанных лагерях-призраках. По словам Данцига, Международный Красный Крест располагает списком из 36 человек, почти все из которых - ценные задержанные, факт заключения которых США признают, но не указывают места их содержания.
'Но из наших разговоров с правительственными чиновниками, бывшими заключенными и другими можно сделать вывод, что следует говорить о сотнях, может быть, тысячах людей, тайно содержащихся в заключении'.
Как утверждается, среди них три важных деятеля 'Аль-Каиды': Халид Шаих Мохаммед (Khalid Shaikh Mohammed) - Пайк считает, что он находится на Диего Гарсия, Рамзи Бинальшиб (Ramzi Binalshibh) и Абу Зубайда (Abu Zubaida). К пропавшим организация Данцига и другие правозащитные группы относят и террориста из юго-восточной Азии Нурджамана Ридуана Исамуддина (Nurjaman Riduan Isamuddin), известного как Хамбали (Hambali).
Они не сомневаются в том, что секретность, окружавшая их задержание, позволяет говорить 'не только о возможности, но и неизбежности пыток'.
В гневном докладе под названием 'За колючей проволокой' (Beyond the Wire), изданном в марте, организация Human Rights First представила контуры глобальной сети тайных центров задержания. 'Власти США содержат заключенных в секретной системе тюрем в открытом море, где невозможно адекватное наблюдение и на которую не распространяется действие права', говорится в докладе. Согласно ему, тюрьма Абу-Грейб - 'всего лишь вершина айсберга'.
После открытия в прошлом году злоупотреблений в тюрьме Абу-Грейб Пентагон издал три крупных доклада по содержанию заключенных в военных тюрьмах, а в апреле было издано новое пособие по методам допроса. Организация Human Rights First требует проведения широкомасштабного расследования деятельности тайной сети лагерей ЦРУ и уже несколько месяцев призывает к созданию независимой двухпартийной комиссии наподобие созданной после 11 сентября.
Но судьба заключенных-призраков по-прежнему находится за завесой молчания, говорит Данциг, руководитель кампании 'Прекратить пытки' (End Torture), которую проводит его организация.
'Как администрация (Буша), так и ЦРУ занимаются засекречиванием и блокируют усилия по проведению серьезного расследования, - говорит он. - Они говорят, что достаточно докладов Пентагона. Хотя есть достаточно свидетельств злоупотреблений, лагеря ЦРУ по-прежнему остаются гигантской черной дырой'.
Но, как говорит Данциг, ситуация начинает меняться.
В кругах конгрессменов ширятся призывы к созданию комиссии. На прошлой неделе за это высказался важный деятель Республиканской партии, сенатор от Южной Каролины Линдси Грэхэм (Lindsey Graham). США должны показать миру, что 'являются страной, где правит закон', заявил он. Даже консервативный комментатор Fox News Билл O'Рейли (Bill O'Reilly), обычно последовательный защитник политики администрации Буша, сказал, что следует создать независимую комиссию по расследованию американской политики в отношении заключенных 'за границей'.
'Президент должен решительно этим заняться, иначе имидж страны будет и дальше страдать, а сторонники джихада одержат очередную победу'. Тревожит и удивляет то, что о секретных лагерях так мало известно, говорит адвокат Ноа Новогродски (Noah Novogrodsky), директор Международной программы по правам человека в Университете Торонто. Но в том, что они существуют, сомнений нет. Когда режиму угрожает нечто, что он не в состоянии идентифицировать, некий неизвестный враг, он кидается в ответ всем, что попадется под руку, говорит он.
'Сложно было бы систематически пытать людей в официальных центрах задержания, но того, что делается в секретном мире, не проследить. Тайные лагеря - лишь часть общей картины, темное подбрюшье, и они находятся абсолютно вне закона'.