Проведение саммитов было хорошей идеей. Когда 30 лет назад пять крупнейших западных экономических держав начали в неформальной обстановке обсуждать проблемы, они создали своего рода политический противовес появлявшимся валютным и финансовым рынкам. Сегодня хорошую идею превратили в спектакль, представляющий собой пустую трату времени и сил. Отстранение от участия в саммитах министров иностранных дел и финансов и перенос встреч глав государств и правительств США, России, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Канады и Японии в отдаленные фешенебельные резиденции эффективнее саммиты, на что надеялись, не сделали. Девяти 'главам', согласно программе встречи в Глениглсе, отводится на совместную работу только пять часов. Если удастся обсудить хотя бы половину из двенадцати запланированных коммюнике, и каждому участнику встречи будет отведено по пять минут для выступления, то времени почти не остается. Откровенная дискуссия об экономическом дисбалансе или о будущем ООН просто невозможна.
Но как раз возможностью вести свободный, лишенный всякого влияния со стороны правительственных чиновников разговор, и должен привлекать саммит G-8. В отличие от ООН и ЕС, G-8 не является международно-правовым или демократически легитимным органом. Здесь можно действовать, лишь исходя из принципа консенсуса своих обязательств.
Самое слабое место 'Большой восьмерки' заключается в том, в чем, собственно, и должна состоять ее сила: в экономической и финансовой политике. Конечно, существует МВФ, занимающийся урегулированием кризисов, но в повседневной жизни самые сильные позиции в мировой экономике занимают центральные банки, а не политика. В ООН есть Совет безопасности. Но нет Экономического совета.
Так что семь великих и Россия добились самого большого прогресса в той сфере, за которую их чаще всего критикуют: в политике, направленной на развитие. Списание долгов, которое должно быть одобрено в Глениглсе, - это лишь один аспект. 'Большая восьмерка' добилась того, что проблемы развития Африки обсуждается по-другому. Выделяют не только деньги, но и требуют прогресса в сфере демократии и в борьбе с коррупцией. Поддержка оказывается демократическим странам с развивающейся экономикой, так как позднее только они смогут спасти распадающиеся государства континента, напоминающие черные дыры. Близорукая силовая политика бывших колониальных держав сворачивается. У глав 'Большой восьмерки' более дифференцированный взгляд на Африку, чем у некоторых сторонников Live-8-Konzerte, которым постоянно показывают картины голода и бедноты. Тем не менее, призывы, концерты и демонстрации не являются бессмысленными. Они помогают осознавать, что мировое сообщество не справилось с искоренением легко излечимых болезней, напоминает о скандале, связанном с изолированными сельскохозяйственными рынками богатых стран.
В то же время проблема будущего - политика в области сохранения климата и в сфере энергетики - свидетельствует о жалком состоянии G-8. Разве вопрос энергетики был темой детального обсуждения. Ясно одно, что это приведет к экологической и экономической катастрофе, если от двух до четырех миллиардов людей в развивающихся странах будут расплачиваться за расточительство в индустриально развитых странах.
Иными словами, существуют два пути: или выделение на саммитах больше времени для обсуждения основной темы в самом узком кругу. Или же расширение их до уровня конференции одиннадцати или двенадцати ведущих государств со всех континентов с участием представителей региональных организаций, то есть, до уровня встречи в верхах перед ежегодной Генеральной ассамблеей ООН. При участии максимально небольших делегаций и с возможностью вести откровенный разговор. Только таким образом ежегодный мировой саммит сможет занять достойное место в многополярном мире. На мировых саммитах шла бы политическая дискуссия, а меры и решения принимали бы в ООН и в других международных организациях. Хорошая идея нашла бы снова хорошее воплощение.