Свой материал, опубликованный в номере за прошедшую пятницу, New York Times, встревоженная последней инициативой правительства в Ташкенте озаглавила следующим образом: 'Узбеки угрожают США выбросить их с военно-воздушной базы вблизи от границ с Афганистаном'. Военно-воздушная база - это аэродром в Ханабаде, построенный Советским Союзом и используемый в настоящее время для вспомогательных и боевых самолетов с целью проведения операций в Афганистане. Сообщается, что там находятся до 1000 человек наземного персонала.
Угроза Узбекистана прозвучала всего через два дня после призыва Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), уже потребовавшей от Вашингтона и его союзников назвать точную дату вывода военных баз с территории стран-членов Организации. В рамках ШОС военно-политическое сотрудничество осуществляют Народная Республика Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. У Монголии - статус наблюдателя. Такой же статус на последней встрече в Астане получили Индия, Иран и Пакистан.
После событий 11 сентября Узбекистан и Киргизия предоставили в распоряжение США ряд военно-воздушных баз для проведения операций в ходе войны против талибов в Афганистане. Но война уже давно закончилась, а об 'использовании военных баз американскими военными в иных целях' узбекская сторона никогда не упоминала, говорится в заявлении Министерства иностранных дел Узбекистана. При этом подчеркивается, что разрешение на размещение базы США давалось 'в связи с проведением конкретных операций на севере Афганистана' для свержения режима талибов. 'Иных оснований' для этого не существовало. Данное обстоятельство должно занимать центральное место в дискуссии о будущем военно-воздушной базы. Уже в прошлом месяце Ташкент ужесточил условия использования аэродрома в Ханабаде американской военной авиацией. Исполняющая обязанности министра иностранных дел Киргизии Роза Отунбаева сказала, что для любого гостя есть свое время. Судя по всему, в среднеазиатских странах растет понимание того, что военные базы США и НАТО могут принести одни неприятности, способные привести к дестабилизации своей собственной власти. Если американцам действительно придется убраться, то будет нанесен чувствительный удар по стратегии Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld) 'Lily-Pad', в рамках которой он с целью контроля над Средней Азией намеревается покрыть весь регион военными базами США, 'как лилиями пруд'. Тенденция, идущая вразрез с интересами США, наметилась уже в начале этого года. Последним ее проявлением был отказ 4 марта, после консультаций правительства Киргизии с партнерами по ШОС, в разрешении использовать базу в киргизском Манасе для осуществления разведывательных полетов самолетов типа АВАКС, направленных против Китая и других стран региона.
Администрация Джорджа Буша (George Bush) постоянно говорит, насколько велико значение для США Средней Азии. Так, в октябре 2003 года помощник государственного секретаря США Элизабет Джонс (Elisabeth Jones) подтвердила, выступая в Конгрессе, наличие долговременных 'серьезных стратегических интересов' США в Средней Азии. Поэтому у Вашингтона вместе с его западными партнерами нет 'иной перспективы, кроме, как стать источником перемен'. Соответственно Конгресс США несколько изменил свою 'Инициативу шелкового пути' с тем, чтобы наряду с 'демократией' дать также толчок проведению необходимых рыночных 'реформ' и расширению сети нефте- и газопроводов.
'Грубое вмешательство'
Между тем, настоятельное требование США в адрес азиатских государств активно выступить в поддержку 'свободы и демократии', воспринимается в некоторых странах, в том числе и в азиатских державах, как грубое вмешательство. Об этом достаточно откровенно заявили в начале месяца Китай и Россия во время визита президента Ху Цзиньтао (Hu Jintao) в Москву. Он вместе со своим российским коллегой подписал документ стратегического характера 'Новый мировой порядок в 21 веке'. В этом примечательном документе США нигде конкретно не упоминаются, однако он дает откровенный отпор их надменной и жесткой политике. В нем подвергаются критике двойные стандарты в 'борьбе против терроризма', увязка терроризма с определенными странами, национальностями и регионами, менталитет конфронтации, а также диктат в мировых делах. 'У любой страны должно быть право на свой путь развития, отвечающий ее национальным реалиям', говорится в документе. Новый мировой порядок должен базироваться не на унилатерализме, принуждении, угрозах или применении силы, а на урегулировании конфликтов мирными средствами, взаимном доверии, взаимной выгоде, на равных правах на безопасность всех стран и на нормах международного права. Из этого конструктивного российско-китайского подхода в делах Азии может возникнуть новая стратегическая архитектура, ограничивающая влияние Вашингтона. Закрытие военных баз в Средней Азии стало бы первым шагом.