13 июля 2005 года. Средняя Азия остается дикой и непривлекательной. Это очень протяженная, редконаселенная территория. Ее положение на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом столетиями делает ее фокусом внимания и соперничества. Открытие значительных запасов нефти и природного газа сделало Среднюю Азию еще более ценной. С 11 сентября 2001 года этот регион приобрел новую значимость: опасаются, что он является рассадником терроризма.
Столетие назад Великобритания и Россия боролись за влияние в регионе. Сегодня главными соперниками выступают Китай и Россия, оба из которых считают Среднюю Азию частью своей сферы влияния. Их заботы можно понять: в дополнение к природным ресурсам - которые по мере роста цены на нефть с каждым днем становятся все более ценными - они тревожатся по поводу воинствующих исламистов, которые используют Среднюю Азию как убежище для рейдов в свои собственные страны. Китай с подозрительностью наблюдает за экстремистами в своих западных провинциях; Россия опасается распространения насилия с Кавказа на север.
Москва и Пекин признали, что открытое соперничество между ними из-за Средней Азии таит в себе риск крушения надежд на достижение их общих целей. А поэтому в 2001 году Россия и Китай, вместе с Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, основали Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Эта организация имеет целью помочь в координации усилий, особенно в сфере безопасности, между шестью правительствами. Эта задача стала еще более трудной с тех пор, как была образована ШОС.
Среднеазиатские правительства являются авторитарными и, как представляется, больше хотят укрепить свою власть и набить собственные карманы, нежели чем решать насущные проблемы, с которыми сталкиваются их страны. Киргизстан и Узбекистан уже пережили насилие. Президент Киргизстана Аскар Акаев был в марте принужден уйти со своего поста, а Курманбек Бакиев, который после этой "революции" контролировал страну, в прошлое воскресенье с большим преимуществом выиграл президентские выборы. Узбекский президент Ислам Каримов не поколебался бросить свои силы безопасности против демонстрантов в мае с.г., убив сотни людей.
Сочетание коррумпированных, склонных к применению силы правительств и бедного населения является рецептом для волнений. Что еще хуже, оно повышает притягательность исламских группировок в этих преимущественно мусульманских странах. Эта напряженная ситуация становится еще более взрывоопасной благодаря близости Афганистана. Борьба с талибами делает Среднюю Азию еще более важной в стратегическом плане - и более взрывоопасной.
Нарастающие волнения вызывают тревогу у всех правительств ШОС. Их тревога усугубляется присутствием в регионе военных объектов США. После 11 сентября вооруженные силы союзников во главе с Соединенными Штатами были развернуты на авиабазах в Киргизстане и Узбекистане в интересах поддержки антитеррористических военных операций в Афганистане. В Таджикистане присутствуют ВВС Франции.
Китайцы и россияне обеспокоены тем, что Соединенные Штаты Америки, возможно, проникают в их "задний двор". Их тревожит также и то, что продолжающаяся война в Афганистане может дестабилизировать этот регион. Хотя среднеазиатские правительства согласились на военное присутствие Соединенных Штатов и имеют от этого выгоды, их заботит, что Вашингтон стоит за нарастающей волной протестов и требований политических реформ - обвинения, которые Вашингтон отрицает. Поэтому на ежегодном саммите глав государств ШОС на прошлой неделе лидеры отметили, что крупномасштабные военные операции в Афганистане завершились, и призвали установить конечный срок вывода войск США и их союзников из Средней Азии. Соединенные Штаты заявили, что у них есть двусторонние соглашения с заинтересованными правительствами, и что они ликвидируют свои базы, когда те попросят их об этом, или когда истечет срок действия соглашений. С учетом политической чувствительности присутствия американских войск в данном регионе, не в интересах Вашингтона оставлять там свои войска, если того не пожелают хозяева.
Для того чтобы развеять опасения вакуума после ухода войск США, правительства ШОС пошли на усиление сотрудничества в сфере безопасности. Они распространили статус наблюдателей ШОС на Пакистан и Иран. Принимая во внимание, что Пакистан, как сообщается, имеет влияние на исламских повстанцев как на своей земле, так и в Афганистане, его участие в делах ШОС исключительно важно. Более того, включение Ирана распространяет сферу охвата этой организации - и потенциально ее влияние - на Персидский залив. Перспектива среднеазиатских правительств - а также Китая и России - выступающих заодно с правительствами стран Персидского залива, могла бы иметь последствия для международных рынков энергоносителей. Все они, кроме того, очевидно, скептически относятся, если активно не сопротивляются усилиям мирового сообщества во главе с Соединенными Штатами по насаждению демократии.
Эта логика, скорее всего, породит паранойю по поводу "подлинной" цели ШОС. Этого следует избежать любой ценой. Одной из целей ШОС, возможно, является сдерживание влияния Соединенных Штатов в Средней Азии, однако у этой организации имеется и совершенно легитимное разумное объяснение. Было бы неплохо, если бы она проявила больше прозрачности, чтобы успокоить подобные тревоги, но Средней Азии нужно больше, а не меньше институтов для продвижения безопасности и стабильности.