Новое правительство Украины - у власти оно уже почти полгода - получило от Запада авансом немало похвал. Ничего удивительного: это первое за долгие годы демократически избранное правительство страны. Президент Ющенко получил свой пост благодаря миллионам демонстрантов, выступившим осенью прошлого года с протестами против фальсификации результатов выборов. Между тем, ширится критика по поводу стиля руководства самого Ющенко и премьер-министра Юлии Тимошенко. Неуверенность среди отечественных и зарубежных инвесторов вызывает, прежде всего, кампания по реприватизации.
Вторая половина дня, время - ровно пять часов. Улицы Кривого Рога наполняются жизнью. С металлургического комбината, протянувшегося вдоль города на 20 километров, движутся потоки рабочих. Один из них - Сергей Юргеневич. Как и многие другие, он спешит домой.
Своей работой Сергей доволен, больше всего тем, что она у него вообще есть. Но политическое противостояние вокруг металлургического комбината в Кривом Роге вызывает у него страх:
Я за то, чтобы правительство вернуло завод прежним владельцам. По мне так, завод мог бы оставаться и в государственной собственности. Главное, - чтобы в украинских руках. Мы, в первую очередь, боимся инвестора с Запада. Мы ведь не знаем, как он поступит с нами. Западу ведь наша сталь не нужна, у них есть своя. Они, наверное, перепродадут лучшие куски, а комбинат выставят на аукцион. От Запада мы никогда не ждали ничего хорошего.
Он - инженер, говорит Сергей, садясь в трамвай. Но потом его работодатель закрыл оборонное предприятие. На металлургическом комбинате он отвечает за ремонт труб.
Кривой Рог в прошлом году не голосовал за нового украинского президента Ющенко, - впрочем, как и почти вся Восточная Украина. Несмотря на это, город превратился для новых правителей в символ.
Виной тому - металлургический комбинат 'Криворожсталь', на котором работают 50000 человек. За несколько месяцев до выборов он был продан, приватизирован, кстати, зятем тогдашнего президента Леонида Кучмы. Нет, конечно, зять и его компаньон заплатили, 700 миллионов долларов США. Но одна зарубежная компания предлагала почти вдвое больше.
Новое правительство хочет пересмотреть итоги приватизации завода. И это ему удалось: с помощью суда. Насколько важно это для имиджа новых правителей, знают пенсионеры, торгующие овощами на Площади освобождения, центральной площади Кривого Рога. 67-летняя Люба Крыжановская вспоминает о визите нового премьер-министра Юлии Тимошенко:
Она здесь была, осмотрела рынок, и тут же упали цены на мясо. Это было здорово. Но только она уехала, торговцы сразу же снова подняли цены. Новое правительство, конечно, немного повысило пенсии, но купить на нее я, как и раньше, ничего не могу. Ведь хорошая колбаса стоит сегодня уже больше четырех евро за килограмм.
Пенсионеры на свою пенсию, это не более 50 евро, выжить не в состоянии. Поэтому они приходят каждый день на Площадь освобождения, становятся у разрушенного фасада одного из домов, построенного в сталинском стиле, и торгуют своими овощами. Некоторые стоят по четыре часа, чтобы продать килограмм абрикосов. Старики единодушны в том, что ничего хорошего правительство пока не сделало. Но оно и не хуже старого. Только если металлургический комбинат не попадет не в те руки.
Это скептическое отношение к будущему, страх перед ним характерны в Кривом Роге и для молодежи, и для стариков. В том числе и для 17-летнего Михаила Видиченко, проводящего свое свободное время в компьютерном клубе. Он с удовольствием бы пошел после получения образования работать на металлургический комбинат. Но попасть туда, рассказывает он, не так-то просто:
Если оттуда кто-то уходит на пенсию, то он тут же приводит туда своего сына или племянника. Или знакомого. К сожалению, я там никого не знаю. Я надеюсь, что мне поможет диплом, поскольку я сдал экзамены на 'отлично'. И, конечно, я надеюсь, что завод 'Криворожсталь' не будет закрыт. Понятно, что на заводе тяжелая работа, например, на домне. Но после десяти лет работы можно уже уйти на пенсию и подыскать работу полегче.
На следующей неделе Михаил сдает экзамены в Политехнический институт. Он бы с удовольствием поехал на Черное море, в Крым. Но нет денег, как, впрочем, и у металлурга Сергея, и у пенсионерки Любы.